Особое место в звуковой структуре восточнославянской культуры занимает человеческий голос, который является признаком «этого», земного, материального мира в противовес беззвучному «потустороннему» миру. Голос несет в себе различные функции, лечебную, предостерегающую, организующую, развлекательную и а также другие. Голос имеет широкую вариативность и виды – широкая динамика от шепота до крика, различная ритмика, изменение тона и тембра. В славянской культуре интерпретации и толкованию подвергаются все варианты звуковых явлений, связанных с человеческим голосом - речь, крик, зов, пение, свист, шепот и другие. По народным верованиям, голос имеет материальную природу - он может быть отнят, потерян, украден, найден, подарен и т.п.
Имеет известные трудности толкование и символизация природных звуков, к примеру, голосов животных. Зачастую, происходит вербализация их понимания, уподобление осмысленной человеческой речи. Голоса скота и диких животных, домашних и диких птиц, насекомых, воспроизведенные человеком, являются составной частью различных ритуальных актов. Само подражание голосам живых существ может представлять собой самостоятельный обряд. Звукоподражание также используется в обрядах календарного цикла, в семейных и обрядах по случаю. Звукоподражательные составляющие наличествуют в лечебных ритуалах и обрядах - оберегах.
В народном сознании, восприятие различных звуков связано с их источником, любой звук или шум может считаться информацией, переданной определенным отправителем в адрес кого - то, к примеру, долгий вой собаки якобы предвещает скорую смерть, скрип половиц в доме - «сообщение» домового и т.д. Звуки, издаваемые или творимые человеком, преследуют ясную и конкретную цель в контексте ритуального использования, к примеру, подражание звукам домашних животных в определенное время года, по народной примете, увеличивает приплод скота, громкое выкрикивание своего имени в лесу спасает от змей, колокольный звон отпугивает демонов и спасает от града.
В ритуальную канву вплетается противоположная, но неотъемлемая часть звуковой составляющей ритуала, такая, как молчание, требование соблюдать тишину, отсутствие ответа на вопрос или приветствие.
Интересна специфика ритуальной речи - она может не иметь специальных формальных или структурных особенностей, которые отличают ее от повседневной речи, в этом случае культурное содержание определяет принадлежность к обряду и само включение в ритуал. Но во многих обрядах ритуальная речь приобретает особые признаки и организацию, которые требуют глубокого изучения. Такое магическое действие, как заговор, требует особой звуковой формы в виде шепота, у некоторых славянских народов колдуна зовут «шептуном». Шепот выступает в своем содержании, кроме обычных слов, как проводник некой потусторонней силы. Как вариант, заговор мог быть произнесен растянутым и монотонным голосом, чем - то средним между нормальной речью и пением, были варианты и песни - заговора. Зачастую сопутствующим звуковым событием шепоту в заговорах были слезы. По поверьям славян, слезы являлись действенным методом быть услышанным божествами, в христианский период, Христом и Богородицей. В заговорах сохранилось архаическое представление о мужском и женском начале, о голосе, звуке как мужском атрибуте, принадлежности «громовержца» и о слезах – влаге как женской принадлежности матери - земли. Одним из ярких примеров, сопутствующий заговорной деятельности, был крик петуха как символ мира живых, рубежный маркер оппозиции «день - ночь».
Также очень часто происходят изменения в грамматике, склонность к мифологизации таких категорий, как род и число, необычные отношения между местоимениями, глагольными временами, отрицаниями, наклонениями. Необходимо упомянуть о таком элементе ритуальной речи, как бранная, табуированная лексика.
Важный раздел изучения звука в культуре является феномен ритуала присвоения имени ребенку, переименования его в магических целях, присвоении личных имен стихиям, животным, предметам, сказочным персонажам. Важную роль в вопросе места человеческого голоса в культуре славян, играет проблематика, относящаяся к речи детей, к немоте и глухоте, как к неизменной антитезе речи и слуха и причин их вызывающих. В славянском мировоззрении, имя человека и его этимология отождествлялись, поэтому существовали запреты отзываться на зов по имени, если источник этого зова не узнан и может принадлежать сущности из иного мира. Откликаясь на такой зов, человек ставит себя в уязвимое положение, поэтому особая опасность предрекалась людям, пребывающим в пограничном состоянии - роженицам, беременным, детям, тяжело больным. По этим же причинам, рекомендовалось молчать и не отзываться на неизвестной природы зов, при уходе за скотом и сельскохозяйственных работах, при невыполнении данных рекомендации можно было лишиться здоровья, приплода скота, урожая, и даже жизни.
Звук, в целом, и человеческий голос в частности, в представлениях славян, обладает живительной силой, побуждает к жизни растения, скот, пчел. Звуки грома, лай собак, пение, детские крики в зависимости от времени и места интерпретировались как провозвестники хорошего урожая, приплода скота и птицы.
«Если моя статья была Вам полезна, буду благодарен, если Вы поставьте мне лайк или поделитесь публикацией в социальных сетях. Подписка на мой канал позволит вам быть всегда в теме и не пропустить новые, интересные и полезные публикации».
zen.yandex.ru/id/600454fc0bbfc40f52272e74