Июнь. Выпускники во всю сдают экзамены, переживают, боятся получить низкий балл, не поступить в вуз мечты или уйти в армию. Страх перед экзаменами - это нормально.
Но чем ближе пора ЕГЭ, тем сильнее возмущения выпускников и их родителей: «Когда этот ЕГЭ уже отменят?!», «Зачем его вообще придумали?», «Это издевательство над детьми!». Наверняка вы не раз сталкивались с таким мнением. Но давайте разберемся, на самом ли деле ЕГЭ так плох и страшен, как его малюют?
Сразу оговорюсь, что я педагог русского языка и литературы, активно готовлю ребят к ЕГЭ, поэтому я давно взвесила все «за» и «против».
Итак, обсудим некоторые претензии к нашему дорогому формату на примере ЕГЭ по великому и могучему русскому языку.
- Первая претензия: почему ЕГЭ - это выпускной и вступительный экзамен одновременно? Это нечестно!
Отвечаю: для получения аттестата об окончании школы необходимо получить всего лишь 24 (!!!) балла из 100. А для получения этих баллов нужно выполнить парочку заданий из тестовой части (всего в ней 26 заданий) или написать хотя бы чуть-чуть адекватное сочинение.
Разве это слишком трудно? Конечно, нет. Любой человек, просидевший за партой 11 лет, с этой задачей справится. А если нет... Тогда, пожалуй, никакой несправедливости тут нет, аттестат-то выдавать не за что.
- Претензия номер два: ЕГЭ - это очень сложно, даже Пушкин бы его завалил!
Отвечаю: конечно, сложно. Любое учение, любой экзамен - это сложно. Но методичная подготовка эти проблемы решает довольно быстро. А уж если ребенок уделял школьным предметам должное внимание на протяжении долгих лет, то усиленная подготовка в 11 классе дает ГАРАНТИЮ на ОЧЕНЬ хороший балл.
Да, никто не спорит, что нужно выучить несколько сотен правил по русскому, чтобы получить высокий балл. Ну так а чего вы хотели? Выучить «жи-ши пиши через и» и сочинение «Как я провел лето?». Нет уж, задача экзамена по русскому - проверить, как человек усвоил грамматику, синтаксис, пунктуацию и т.д. своего РОДНОГО ЯЗЫКА. Ведь в дальнейшем же нужны нам грамотные специалисты, умеющие верно высказать свою мысль?
- Третья претензия: сочинение в экзамене по русскому держит детей в строгих рамках! Никакой свободы творчества!
Отвечаю: наличие строгих критериев НЕОБХОДИМО для объективного оценивания экзаменационного сочинения! Если все станут вдруг писать его в свободной форме, не ждите честно выставленных баллов, потому что в таком случае это невозможно. Следует сказать, что сочинение проверяют два эксперта: сначала один, потом другой. Если они разошлись в мнениях, то балл всегда будет выставлен В ПОЛЬЗУ УЧЕНИКА. Таким образом, субъективная оценка сочинения становится невозможной. А это то, к чему мы так долго шли.
Подводя итог, хочу сказать, что практически кануло в лету то время, когда за поступление в вуз нужно было принести магарыч ректору. Сейчас конкурсы абсолютно прозрачны. Живя во Владивостоке, выпускник может послать свои документы хоть в 10 вузов России и в конце концов выбрать из них лучший.
Разве это плохой формат экзаменов? Давайте будем прекращать жаловаться. Как говорится, критикуешь - предлагай.