Что это значит, психологически? Прежде всего, это выраженное желание ребёнка учиться, узнавать что-то новое, активный интерес к окружающему миру. Это постановка вопросов ребёнком, поиск самостоятельных ответов или ожидание пояснений от взрослых. Такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.
Также важно, чтобы у будущего первоклашки была сформирована социальная позиция школьника - это умение общаться со сверстниками, умение наладить контакты с другими детьми, способность выполнять требования, просьбы, указания, советы взрослых. Контроль своего поведения, попытки объяснить причины своих поступков.
Отношение ребёнка к себе как к школьнику - это новое для него. Будущее обучение должно вызывать у ребенка чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.
Помимо этого должна быть развита волевая сфера - это умение планировать собственные действия, способность напряженно трудиться, умение управлять своим поведением, умственной деятельностью.
Чем в этом всём могут помочь ему взрослые?
- поставить перед ним такую цель, которую он бы понял и принял, сделав ее своей (в этом случае у ребенка появится желание выполнить задание, достичь цели);
- направлять и помогать в достижении цели, помощь оказывать только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не справился и просит помощи;
- приучать не пасовать перед трудностями, верить в свои силы и возможности;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.
Безусловно, важно здоровье. Ведь чтобы выдерживать нагрузку в течение уроков, учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.
Хорошее умственное развитие. Без запаса знаний ребенку будет сложнее овладеть школьной программой, получить необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школе - это умение выделить учебную задачу, способность искать причины замеченного сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств. Ребенок должен обладать системой знаний об окружающем мире, уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием.
К школе у ребенка обычно формируется речевая сфера - это звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:
- выражает свои мысли ясно и четко;
- связно передает то, что слышал или видел;
- умеет выделить в рассказе главное;
- передает рассказ по определенному плану.
Итак, если подвести итоги, то психологическая готовность ребенка к школе включает в себя:
- желание узнавать новое;
- способность преодолевать трудности;
- способность доводить начатое до конца;
- умение вступать в контакт с новыми людьми;
- умение организовать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие речи.
Особое внимание нужно уделить:
- работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
- развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать);
- общему физическому здоровью ребенку.