Найти тему

Готов ли ребёнок к школе психологически?

Что это значит, психологически? Прежде всего, это выраженное желание ребёнка учиться, узнавать что-то новое, активный интерес к окружающему миру. Это постановка вопросов ребёнком, поиск самостоятельных ответов или ожидание пояснений от взрослых. Такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.

Также важно, чтобы у будущего первоклашки была сформирована социальная позиция школьника - это умение общаться со сверстниками, умение наладить контакты с другими детьми, способность выполнять требования, просьбы, указания, советы взрослых. Контроль своего поведения, попытки объяснить причины своих поступков.

Отношение ребёнка к себе как к школьнику - это новое для него. Будущее обучение должно вызывать у ребенка чувство гордости, ощущение необходимости той полезной деятельности, которой предстоит заниматься в школе.

Помимо этого должна быть развита волевая сфера - это умение планировать собственные действия, способность напряженно трудиться, умение управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Чем в этом всём могут помочь ему взрослые?

  • поставить перед ним такую цель, которую он бы понял и принял, сделав ее своей (в этом случае у ребенка появится желание выполнить задание, достичь цели);
  • направлять и помогать в достижении цели, помощь оказывать только тогда, когда ребенок после серьезных усилий не справился и просит помощи;
  • приучать не пасовать перед трудностями, верить в свои силы и возможности;
  • воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх и т.д.

Безусловно, важно здоровье. Ведь чтобы выдерживать нагрузку в течение уроков, учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка.

Хорошее умственное развитие. Без запаса знаний ребенку будет сложнее овладеть школьной программой, получить необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальная готовность к школе - это умение выделить учебную задачу, способность искать причины замеченного сходства и различия предметов, явлений, их новых свойств. Ребенок должен обладать системой знаний об окружающем мире, уметь применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

К школе у ребенка обычно формируется речевая сфера - это звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Невыразительная речь может привести к грамматическим ошибкам, пропускам слов при письме, плохому усвоению знаков препинания, трудностям при чтении и запоминании стихов. Хорошо, если ребенок:

  • выражает свои мысли ясно и четко;
  • связно передает то, что слышал или видел;
  • умеет выделить в рассказе главное;
  • передает рассказ по определенному плану.

Итак, если подвести итоги, то психологическая готовность ребенка к школе включает в себя:

  • желание узнавать новое;
  • способность преодолевать трудности;
  • способность доводить начатое до конца;
  • умение вступать в контакт с новыми людьми;
  • умение организовать свое рабочее место и поддерживать на нем порядок;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие речи.

Особое внимание нужно уделить:

  • работе органов зрения, слуха, осязания, обоняния;
  • развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать);
  • общему физическому здоровью ребенку.