Вы хотите познавать биологию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда!
Автор методики системно-аналитического изучения биологии и химии кбн Богунова В.Г. раскрывает тайны организации и функционирования живого, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам, объясняет авторскую технологию решения задач по генетике и молекулярной биологии
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Сайт репетитора Богуновой В.Г.
Ютуб-канал репетитора Богуновой В.Г.
Полный каталог статей вы найдете на авторском сайте в разделе "Статьи репетитора Богуновой В.Г."
Внимание! Продолжается набор учеников на летний онлайн-курс "Стартап+ (химия с нуля по-взрослому)" с 12 июня по 28 августа.
Подробная информация по WhatsApp +7(903)186-74-55
Обязательно прочитайте мою статью "Летний курс Стартап+ (химия с нуля по-взрослому). Присоединяйся!" Там вы найдете много интересных, важных и нужных учебных материалов как для самостоятельной работы, так и для занятий с репетитором.
Быстренько отходим от неприятных ощущений, связанных с результатами ЕГЭ по химии. "Кто как учил, тот так и получил!" Делаем правильные выводы, если еще остались силы и то, чем эти выводы делать. Если сами уже ничего не можете, слушаем мудрого репетитора. Я бодра и весела, у меня полно сил и энергии - утром зарядка с контрастным душем, затем чай с имбирем и лимоном, и - в бой, брать вершины генетики!
Недавно писала статью с подборкой сложных задач по неполному сцеплению генов (кроссинговеру). Сегодня продолжим повторять генетические страшилки и поговорим о реципрокном скрещивании и загадочном явлении с красивым названием "крис-кросс".
Вначале, как всегда, коротенький ликбез.
Рециипрокное скрещивание
Реципрокное скрещивание (лат. reciprocus - взаимный) - совокупность двух скрещиваний с разной комбинацией родительских форм. Одна и та же форма выступает в одном скрещивании в качестве женского родителя (♀Р1 × ♂Р2), в другом - в качестве мужского (♀Р2 × ♂Р1).
По результатам реципрокного скрещивания делают выводы о наличии или отсутствии сцепления признака с полом:
1) Если результаты скрещиваний не различаются – сцепление отсутствует.
2) Если результаты скрещиваний различаются и в одном из скрещиваний наблюдаются явление «крисс-кросс» наследования (материнский признак передается только сыновьям, а отцовский - только дочерям), делают выводы о сцеплении признака с полом (т.е. о локализации соответствующего аллеля в Х-хромосоме).
3) Если в обоих скрещиваниях происходит передача в F1 только материнского признака, делают выводы о цитоплазматическом (материнском) наследовании признака (т.е. о локализации соответствующего аллеля в митохондриальной ДНК.
Условия задач составлены автором, взяты из сборников КИМов В.С. Рохлова, сборников тренировочных работ СтатГрада и реальных заданий ЕГЭ по биологии 2020 г. (записаны со слов учеников)
Задача 1 (автор кбн Богунова В.Г.)
У норок гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки норки с бурым мехом без белого пятна и самца с рыжим мехом и белым пятном на груди, всё гибридное потомство было единообразным по окрасу меха и наличию (отсутствию) пятна. При скрещивании самки норки с рыжим мехом и белым пятном на груди и самца с бурым мехом без белого пятна в потомстве получились самки с бурым мехом без пятна и самцы с бурым мехом и белым пятном на груди. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Задача 2
У дрозофилы гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании самки дрозофилы с жёлтым телом и короткими щетинками и самца с серым телом и нормальными щетинками в потомстве получилось 19 самцов с жёлтым телом и короткими щетинками и 18 самок с серым телом и короткими щетинками. При скрещивании самок с серым телом и нормальными щетинками и самцов с жёлтым телом и короткими щетинками всё потомство имело серое тело и короткие щетинки. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Ответ обоснуйте.
Задача 4
У дрозофилы гетерогаметный пол — мужской. При скрещивании белоглазой самки дрозофилы с нормальными крыльями и красноглазого самца с укороченными крыльями в потомстве получилось 16 самцов с белыми глазами и нормальными крыльями и 18 самок с красными глазами и нормальными крыльями. При скрещивании самок с красными глазами и укороченными крыльями и самцов с белыми глазами и нормальными крыльями всё потомство имело красные глаза и нормальные крылья. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях. Ответ обоснуйте.
Задача 5
У бабочек гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании самки бабочки с длинными усами, однотонным окрасом крыльев и самца с короткими усами, наличием пятен на крыльях в потомстве получились самки с длинными усами, наличием пятен на крыльях и самцы с длинными усами, однотонным окрасом. При скрещивании самки бабочки с короткими усами, наличием пятен на крыльях и самца с длинными усами и однотонным окрасом крыльев всё гибридное потомство было единообразным по длине усов и окраске крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании.
Задача 6
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самки дрозофилы с серым телом, нормальными крыльями и самца с чёрным телом, обрезанным краем крыльев всё гибридное потомство было единообразным по цвету тела и форме края крыльев. При скрещивании самки дрозофилы с чёрным телом, обрезанным краем крыльев и самца с серым телом, нормальными крыльями в потомстве получились самки с серым телом, нормальными крыльями и самцы с серым телом, обрезанным краем крыльев. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы, пол потомства в двух скрещиваниях. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
Задача 7
У птиц гетерогаметным полом является женский пол. При скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня, с белым оперением в потомстве получились самки с гребнем, белым оперением и самцы с гребнем, полосатым оперением. При скрещивании курицы без гребня, с белым оперением и петуха с гребнем, полосатым оперением всё гибридное потомство было единообразным по наличию гребня и окраске оперения. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, пол потомства в каждом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление в первом скрещивании
Прочитали статью? Этого мало. Берем ручки в ручки и... вперед! Пытаемся решать самостоятельно. Оформление стараемся записывать, как это делала я в красиво оформленном решении первой задачи. И будет вам счастье, потому как подобные задачи попадутся на ЕГЭ 2021!
Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!
Еще больше заданий и задач вы найдете на сайте репетитора Богуновой Валентины Георгиевны