Математика онлайн. Доступно о сложном. Серия "Обучение математике. Современные исследования"
Здравствуйте, уважаемые любители математики!
Продолжаем знакомиться с зарубежной литературой, посвященной школьному образованию.
В статье авторов из Индонезии речь идет о способности учителей предугадывать
- выбор школьниками способа решения;
- ошибки и затруднения, с которыми столкнутся ученики при решении задачи.
Среди учителей математики, проходивших курсы повышения квалификации и давших согласии на исследование, случайным образом были отобраны 2 человека.
Оба учителя (исследование анонимно, в статье используются обозначения T1 и T2) имеют опыт преподавания более пяти лет. Однако школы, в которых они работают, значительно отличаются. Т1 преподает в городской школе с более сильным контингентом учащихся. Т2 работает в сельской местности.
Методы, которые использовали Т1 и Т2 при организации работы над проблемной задачей, предложенной учеными, тоже сильно отличались.
Преподаватель T1 позволял ученикам самим выбирать способ решения задачи. Большинство его инструкций были общими, давались в начале урока.
УчительТ2 показывал ученикам вполне определенную схему решения, закреплял ее на упражнениях с простыми числами. Только после этого он давал ученикам предложенную исследователями задачу. Его инструкции были более частными и давались в течение всего урока. Учитель Т2 считал, что его ученики не смогут самостоятельно приступить к задаче.
«Я осторожно использую различные стратегии, потому что ученики могут запутаться»
Когда же исследователи спросили Т2 о том, как бы он сам решал эту задачу, выяснилось, что он видит 3 способа ее решения. Между тем Т1 назвал лишь один метод.
Далее авторы научной статьи делают вывод, что
«два учителя имеют разные способности в решении задач и различаются подходами, которые они предлагают своим ученикам»
В заключении индонезийские ученые отмечают, что планы-конспекты уроков могут быть использованы при оценке знаний и умений учителей.
Они утверждают, что исследование дало интересный взгляд на процесс принятия решения учителем. Однако, уточняют специалисты, на его основе нельзя делать выводы, так как
- выборка для исследования была крайне мала (2 человека);
- выборка не была представительной (т.е. не отражала структуру всего учительства Индонезии).
Если было интересно, не забудьте подписаться на канал.
-----------------------
Многие считают, что дети должны решать задачи с практическим содержанием, чтобы научиться применять математические знания на практике.
Так ли это, читайте на Яндекс Дзен в статье «Функциональная грамотность: результаты ученых против общепринятого мнения»
Все статьи серии «Обучение математике. Современные исследования»
О канале