Если кто не читал книгу Чайна Мьевиля «Город и город», настоятельно рекомендую. Это не просто фэнтези реального времени – это вариант фантазии на тему, как люди сами творят пространство своего обитания. Законы, шаблоны, привычки, страх – рычаги управления толпой.
Избегают, уклоняются от запретного. В первом городе – свое, им восхищаются, с ним взаимодействуют. Во втором – иногороднее, чужое – прилежно презирают. Одно видят, другое старательно не видят. Словно стена между двумя пространствами. А они рядом! Люди живут в соседних домах, машины ездят по одним улицам. Не единое целое. Населения городов каждую минуту, каждый день своим не-видением и не-чувствованием держат себя порознь друг от друга. Жесть!
Но есть те, кто однажды смог «развидеть» барьеры и прочувствовать, что стены – плод воображения. Вот им сложнее всего. Они – «между», они – «брешь», они – «изгои». Невидимки и для первых, и для вторых. Аватары, удерживающие закон на месте. Хранители барьеров. Воплощенный страх. Хотя, по сути, именно они спасают толпу от прозрения, как от сумасшествия. Не каждый справится с мыслью, что всё, старательно вдолбленное с раннего детства, – это бред.
Я сначала не поняла иронии автора. Показалось, что роман – фантастическое фэнтези с элементами детектива про искусственно созданное пространство – проявленное пересечение параллельных миров.
Но! Я увидела – это пространство рядом. Выйди на улицу, оглянись вокруг. Тысячи людей скользят мимо, старательно не видя друг друга. Каждый в своем старательно сохраняемом мирке. Отделенные навязанными мыслями и шаблонными чувствами. Зайди в автобус, поезд, метро. Люди не смотрят в глаза. И дело совсем не в гаджетах. Население надрессировано не проявлять чувства, не видеть ближнего. Боимся проявить со-участие, со-весть. Вдолбленный страх перед аватарами-охранниками, пред «большим братом». Сейчас проще посочувствовать бездомному котенку, чем незнакомцу. Каждый человек – отдельный город. Города в Городе.
А правят миром те, кто однажды совершил «брешь, даже не по своей вине, на более длительное время, чем, кратчайший миг…» и понял, что нет никаких границ, и вернуться в не-ведение и не-видение уже не может.
Вот такая простая непростая книжка. Есть у Чайны Мьевиля еще «Посольский город». Но это уже совсем о другом. Читайте, думайте и будьте счастливы.
Постскриптум
Название навеяно чудесным стихотворением Ярослава Смелякова:
«За городом неогороженное пространство есть - я вижу, там
Богатый нищий жрет мороженное, за килограммом килограмм.
На нем пиджак, перчатки кожаные и замшевые сапоги.
Богатый нищий жрет мороженное.
Пусть жрет. Пусть лопнет. Мы – враги»