Найти в Дзене
Alyona Verden. Поговорим...

Отцы - основатели "Берегового Братства". "Цепь для испанцев" Франсуа Олоне - от букана до фрегата

Здравствуйте, друзья. Сегодня я начинаю развенчивать мифы и легенды, и создавать вместо развенчанных новые - если, конечно, вы не против. Речь пойдет о знаменитом Береговом Братстве, о котором слышал любой, прочитавший хоть один пиратский роман или рассказ. Конечно, это тема не для одной статьи, так что если она вас интересует - следите за каналом, заглядывайте в его содержание - Береговое Братство там будет выделено в отдельную рубрику. А теперь - поднять якорь, и из французского Пуату мы отправимся сперва на Гаити (Испаньолу), Тортугу и в Центральную Америку - по следам знаменитого Франсуа Олоне, которого часто называют самым жестоким пиратом в истории.

Биографию Франсуа Олоне я составила на основе нескольких книг, но главными можно считать две - "Пираты Америки" Александра Эксвемелина и "История морских разбойников" Иоганна Вильгельма фон Архенгольца. Большинство современных энциклопедий именно на них и ссылаются, отдавая предпочтение Эксвемелину. Однако книга Архенгольца тоже очень интересна, и именно она, кстати, оказала своеобразное влияние на название статьи - в ней (книге, а не статье) рассказывается не столько о конкретных пиратах, сколько о зарождении пиратства и его развитии. Довольно подробно описаны нравы и обычаи буканьеров и флибустьеров, и ее вполне можно считать историей Берегового Братства. Однако роль отдельно взятой личности тоже преуменьшать нельзя, поэтому возьму на себя смелость, и жизнеописания тех пиратов, которые, на мой взгляд, имели наибольшее влияние на пиратское сообщество, будут публиковаться под общим заголовком "Отцы - основатели".

Франсуа Олоне. Гравюра из "Пиратов Америки" Александра Эксвемелина
Франсуа Олоне. Гравюра из "Пиратов Америки" Александра Эксвемелина

В 1630 году в городке Сабль Д'Олон, расположенном в департаменте Вандея во Франции (везде почему-то указан департамент Пуату, расположенный южнее), родился Жан-Франсуа Но (возможно, его звали Жан-Давид Но). И больше никаких сведений об этом человеке нет, вплоть до 1650 года, когда Жан, которому в то время было 20 лет, появляется в Вест-Индии. Каким образом француз оказался на Испаньоле, можно только гадать. Эксвемелин утверждает, что еще во Франции он завербовался то ли в солдаты, то ли в матросы - а потом каким-то образом три года работал слугой. Вот Архенгольц упоминает только, что Лолонуа (так он его называет) какое-то время был охотником на Испаньоле (этот остров Архенгольц упорно именует Санто-Доминго, видимо, по названию главного города), а потом присоединился к флибустьерам.Лично я думаю, что погнавшись за "длинным рублем", простите, франком, Жан подписал кабальный договор на три года (добровольцы вербовались на три года, тогда как должники - на семь лет), чтобы таким образом оплатить проезд в Вест-Индию, "страну открытых возможностей". Вполне возможно, что он работал у испанцев. Ну а затем действительно стал буканьером (производное от "букан" - стоянка охотников... либо переносная коптильня), вольным охотником на Испаньоле, а там уже и до флибустьера, то есть пирата, оставалось сделать лишь шаг. И он этот шаг сделал.

Что касается его флибустьерского прозвища - Архенгольц пишет, что отказ от имени, данном при рождении и получение прозвища было в традиции буканьеров. Так и Жан-Франсуа Но, или Жан-Давид Но, превратился во Франсуа Олоне, то есть, во Франсуа из Олона, или Л'Олоне (Лолонуа) - "человека из Олона".

Среди буканьеров, а потом и среди флибустьеров Олоне пользовался немалым авторитетом. Да и с губернаторами Тортуги, на которую он попал примерно в 1658 - 1660 году, у него сложились интересные отношения. Эксвемелин пишет, что Олоне произвел хорошее впечатление на губернатора дю Россе, настолько хорошее, что тот доверил Олоне командование каперским кораблем. Однако в 1662 году Олоне вновь оказался на Тортуге, и уже без корабля - как и где он его потерял - неизвестно. Однако новый губернатор, де ла Плас, немедленно выделил Олоне новое судно. И вот уже на этом корабле, при покровительстве де ла Пласа, Олоне прославился как смелый, предприимчивый и крайне жестокий пират, поразивший ужасом всех испанцев в Америке. Примечательно, что только испанцев - относительно того, что Олоне захватывал английские, французские или голландские корабли нет никаких сведений. Только и второго корабля Олоне быстро лишился - попав в шторм у берегов Кампече (штат на юго-востоке Мексики), он был вынужден высадиться на берег. К несчастью для пиратов, испанцы оказались бдительны, и, устроив неожиданное нападение, перебили почти всю команду Олоне, а сам он спасся хитростью, перемазавшись кровью и затаившись среди убитых. Видимо, несмотря на неудачи, фортуна все же благоволила пирату - он смог пережить нападение испанцев, пробраться в город, и при помощи нескольких невольников (возможно, кабальных рабов) украл каноэ, на котором добрался до Тортуги.

Вот тут будет уместно поговорить о ненависти Олоне к испанцам. Истоки ее вполне понятны, если Олоне действительно был кабальным рабом у испанского плантатора на Испаньоле, ведь с белыми рабами хозяева зачастую обращались хуже, чем с неграми - негр был постоянной собственностью, а белый нанимался на определенный срок, и за этот срок хозяин пытался выжать из него все возможное. Олоне был охотником-буканьером - а испанцы неоднократно пытались очистить от них Испаньолу, можно даже сказать, что между испанцами и буканьерами шла постоянная война, то стихающая, то вновь разгорающаяся, но непрерывная. Ну и то, что испанцы в Кампече перебили большую часть его товарищей, а тех, которых взяли в плен, он вынужден был оставить на произвол судьбы (то есть пытки и смерть), могло окончательно ожесточить Олоне, и превратить его в ужас Америки - правда, только для испанцев. Вернемся однако на Тортугу, и проследим путь Олоне дальше.

Расположение де ла Пласа не простиралось столь далеко, чтобы выделить неудачливому флибустьеру новое судно. Собственных средств у него тоже не было, и вот Олоне затевает весьма рискованное предприятие с командой всего из 20-30 человек, на лодках, он отправляется на Кубу, чтобы разграбить торговый город Лос-Кайос. И действует весьма успешно, и даже захватывает при этом хорошо вооруженный десятипушечный фрегат команда которого составляла 90 человек. Вот тут в источниках противоречия - Эксвемелин пишет, что фрегат этот стоял на рейде, а Архенгольц утверждает, что этот корабль был послан конкретно против Олоне. И что губернатор Кубы выделил еще четыре корабля, на помощь первому - только они не успели к нему присоединиться. Бой с испанским фрегатом продолжался три часа, и в конце концов 90 испанцев сдались на милость 30 флибустьерам, после чего Олоне собственноручно отрубил головы всем пленным... ну не верю. Уж кому-кому, а Олоне испанцы бы точно не сдались, он уже тогда заслужил прозвище "Цепь для испанцев" (мне попадалась еще фраза "Бич Испании") и рассчитывать на его милосердие не стоило. Да и снаряжать целый флот из пяти кораблей против пары лодок и тридцати пиратов - это чересчур. Более вероятным мне кажется такое развитие событий - корабль действительно стоял на рейде, пираты на лодках, возможно, ночью подошли к нему вплотную и взяли на абордаж, заперев большую часть команды в трюме. А вот уже потом Олоне действительно приказал выводить испанцев по одному и рубить им головы - правда, одного он все же пощадил, отправив его в Гавану с письмом губернатору, в котором заверил последнего, что ни один испанец не уйдет от Олоне живым, и он (Олоне) надеется, что когда-нибудь сумеет добраться и до самого губернатора. Получить же выкуп с города было нетрудно - располагая военным кораблем Олоне вполне мог пригрозить жителям бомбардировкой, тем более, что о малой численности пиратов тем, скорее всего, было неизвестно. Вот так Франсуа Олоне получил корабль, который действительно мог назвать своим. Но, видимо, добыча оказалась не так велика, как рассчитывали пираты - вместо того, чтобы вернуться на Тортугу и набрать команду, Олоне повел свой новый корабль к берегам Венесуэллы, где сумел захватить испанское торговое судно с крупной суммой денег на борту. И после этого пират вернулся на Тортугу - практически как римский триумфатор, одержавший великую победу и приумноживший свою и без того немалую славу - и обнаружил, что губернатором является уже не де ла Плас, а Бертран Ожерон, назначенный на эту должность в 1665 году. Именно во время правления Ожерона Олоне совершил два своих знаменитых похода, но об этом - в следующей статье, так что не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить окончание истории. Лайк тоже приветствуется!

А пока можете заглянуть в содержание канала и посмотреть, что еще здесь есть интересного. До скорой встречи!

Продолжение:

Содержание канала здесь.