2020 год запомнился, как первый год пандемии, мирового локдауна и экономического упадка. Особенно серьёзно пострадало туристическое направление. И, как следствие, гражданская авиация. Но в тот момент все авиакомпании находились в равных тяжёлых условиях. Сегодня перспективы на 2021 год представляются уже не такими мрачными. Возобновление международных рейсов после длительного перерыва создало ожесточённую конкуренцию на рынке авиауслуг. Кто побеждает в этой схватке, несмотря на антимонопольные правила?
Соперничество на земле и в небе
Просевшая сфера туризма начинает восстанавливаться, и все компании, связанные с ней, мечтают наверстать упущенную выгоду. Периодически дух соперничества порождает конфликты.
В мае Новапорт, совместно с S7, выказал недовольство по отношению к деятельности Аэрофлота и неравному распределению международных рейсов между авиакомпаниями. В прошлом Аэрофлот уже был оштрафован УФАС за сомнительное сотрудничество с аэропортами. В результате партнёрского соглашения Аэрофлот дважды практически монополизировал свою деятельность на территории Шереметьево, ущемляя другие авиакомпании в 2013 и 2015 годах. Здесь же следует отметить, что по завершении разбирательств, правительство всё-таки признало свою заинтересованность в тесном сотрудничестве Шереметьево и Аэрофлота, преследуя главную цель — расширение пассажиропотока, проходящего через Московский аэропорт.
Национальный перевозчик — кто это?
Летом 2021 года в Госдуме появилось предложение о присвоении Аэрофлоту официального звания национального перевозчика. Пока такой статус в российском законодательстве отсутствует, но есть в международной практике. Кстати, в народе Аэрофлот уже давно считают и называют национальным перевозчиком, но в документах это не зафиксировано.
“Национальный перевозчик” — звучит гордо и патриотично, но что это значит для авиакомпании, и как отразится на простых гражданах?
Ответственность
Прежде всего: имидж компании влияет на имидж страны, которую она представляет. В данном случае, эта ответственность ляжет на плечи Аэрофлота. Нужно приложить максимум усилий, чтобы у каждого пассажира, будь он иностранцем или гражданином РФ, остались только самые лучшие впечатления от перелёта.
Также ответственность компании возрастает и перед российскими гражданами – в чрезвычайных ситуациях Аэрофлот будет обязан обеспечить эвакуацию всех россиян, а в случае банкротства другого авиаперевозчика — предоставить свои услуги пострадавшим пассажирам.
Защита интересов
Статус национального перевозчика позволит авиакомпании не только разместить почётную эмблему на своих самолётах, но и даст значительную государственную поддержку. Таким образом, Аэрофлот может рассчитывать:
- на защиту своих интересов на внутреннем и международном рынке авиауслуг;
- на дополнительное федеральное финансирование;
- на экономическую стабильность, гарантированную государством.
Согласитесь, Аэрофлот получит очень хорошие бонусы, особенно в условиях возросшей конкуренции. Как думаете, может ли это отразиться на ценообразующей политике компании?
Россия — не единственная страна, где вмешательство государства может повлиять на рыночную конкуренцию. Давайте посмотрим, какую поддержку национальные перевозчики получили в других странах.
Международная практика помощи "национальным авиаперевозчикам"
То, что многие страны отчаянно пытаются поднять авиакомпании с колен, доказывает важность авиации в восстановлении экономики страны в целом. От выбора правительства напрямую зависит, чьими услугами пассажиры будут пользоваться в будущем значительно чаще.
Сингапур
Одна из первых стран, оказавших мощную финансовую поддержку авиации. Для неё туризм, а как следствие и авиаперевозчики, играет жизненно важную роль в развитии. В марте 2020 года перевозчик Singapore Airlines получил $13 млрд. Благодаря этому, компания смогла не только избежать критического уровня убытков, но и инвестировать средства в будущее развитие и обновление своего парка.
США
Немногим позже, вслед за Сингапуром, Соединённые Штаты тоже оказали поддержку 10 американским авиакомпаниям. Общая сумма направленных средств составила около $80 млрд, не включая расходов по программе поддержки заработной платы, на которую было выделено ещё порядка $25 млрд.
Евросоюз
Ранее самая преуспевающая компания Lufthansa не смогла самостоятельно выйти из кризиса. В июне 2020-го она получила помощь от Германии в размере €9 млрд. В них вошли €5,7 млрд свободных средств, €3 млрд в виде ссуд и кредит на €2 млрд от Австрии, Бельгии и Швейцарии — стран, где Lufthansa имеет 9 дочерних компаний. Воспользовавшись помощью, Lufthansa смогла не только переждать пандемию, но и досрочно вернуть часть займа банку KfW.
Французская Air France-KLM воспользовалась помощью Французского Государства, получив от него €7 млрд, и Нидерландов, которые выделили €3,4 млрд.
Россия
Правительством РФ было выделено около 9,45 млрд рублей (или $3 млрд) в июне 2020 года на поддержку 18 авиакомпаний, ввиду отсутствия национального перевозчика. Но уже тогда финансовая поддержка Аэрофлоту оказывалась на особых условиях. Её выплачивали единовременно, в то время, как другие компании получали средства помесячно.
Выгодная перспектива
Здоровая конкуренция выгодна пассажирам. Учитывая финансовую помощь компаниям, можно предположить, что рынок авиауслуг уже не будет прежним, а влияние вырвавшихся вперёд станет подавляющим. Правительство РФ заинтересовано в прогрессе Аэрофлота, так как считает его ключевым игроком в развитии пассажиропотока проходящего через РФ.
Какие авиакомпании на ваш взгляд, могли бы посоперничать с Аэрофлотом за звание национального перевозчика? Услугами каких перевозчиков вы пользуетесь чаще?
Ставьте статье отметку “нравится”, подписывайтесь на канал и читайте самые интересные новости от Летундры!