Найти тему

В Нижний Новгород по Казанскому ходу: да, так можно было. Рассказываю о маршруте. :)

Здание Казанского вокзала в летних сумерках.
Здание Казанского вокзала в летних сумерках.

На востоке Московской, юге Владимирской и Нижегородской областей проходит железнодорожная магистраль, дающая начало Казанскому ходу Транссиба, соединяясь с ним уже на Урале. И мы поговорим об участке Москва-Казанская - Черусти - Вековка - Муром - Арзамас, с которого я после Арзамаса отправилась в Нижний Новгород.

ЭД9М-0058 сообщением Муром-Нижний Новгород: let's get on board!
ЭД9М-0058 сообщением Муром-Нижний Новгород: let's get on board!
Ст. Муром-1: скоро отправляемся на НиНо!
Ст. Муром-1: скоро отправляемся на НиНо!

Об истории линии мы поговорим еще когда-нибудь, а пока я расскажу, каким образом возникла идея поездки именно этим маршрутом и какая "волна" железнодорожных транспортных средств там существует. Впрочем, между Москвой и Нижним возможны вариации маршрутов, самые простые из которых - оседлать Ласточку, Стриж или Сапсан некогда только на Курском, а теперь еще и на Восточном вокзалах. Но если хочется попутешествовать, смело меняем Горьковский ход на Казанский, увеличивая время в пути и растягивая удовольствие от видов за окном.

От станции Москва-Казанская до первой точки пересадки - станции Муром-1 - можно добраться либо электричками через Черусти и Вековку (ранее существовали прямые рейсы от Москвы до Вековки, которые сейчас сохраняются лишь по большим праздникам, и то не точно, да и формально в расписании значатся все же два рейса, а не один).

К слову, до Черустей добраться проще всего: туда ходит достаточное количество электричек, тогда как между Черустями и Вековкой их всего пять пар, столько же, если мне не изменяет память, пар между Вековкой и Муромом. Таже до Мурома можно доехать проходящим через него пассажирским поездом: это ускорит процесс перемещения раза в два.

Оговорюсь, что на Вековке придется делать пересадку в любом случае: здесь происходит стыкование постоянного и переменного тока, двухсистемных Ласточек не завезли ни в ТЧ-26 Куровская, ни в ТЧ-7 Горький Московский (депо, обслуживающие эти участки), у первой нет подвижного состава переменного тока, а у второго, соответственно, нет "постоянников". Хочешь, не хочешь, будешь курить на вековской платформе бамбук (до второго пришествия) до согласованной электрички в нужную сторону. Привет Демиховскому заводу, который вряд ли дозреет до сборки двухсистемных электричек...

Что ни рожа, то Серёжа.
Что ни рожа, то Серёжа.

Про Вековку, Муром и прочие Черусти я уже рассказывала ранее, теперь поговорим о маршруте Муром-Нижний Новгород. Выполняется он все теми же ЭД9М, аналогами наших ЭД4, только работающими на другом роде тока. Линия пересекает Оку между Муромом и Навашино и идет по преимущественно лиственным лесам через Навашино, Тёшу, Мухтолово и прочие Арзамасы на НиНо. Цель маршрута - связать небольшие города и деревни с региональной столицей и крупными городами вроде Арзамаса и Мурома. Впрочем, достаточно ли для этого одной пары в сутки с таким маршрутом? Не знаю, не знаю, местным тут виднее...

Многие едут из Мурома до Навашино, что обусловлено всего 16-ю минутами в пути, отсутствием крюка через автомобильный мост и более дешевым тарифом в сравнении с автобусами между этими городами. Для многих, кто живет между Навашино и Арзамасом (например, такие места, как Степурино, Тёша, Венец), железная дорога - единственное связующее звено с "большой землей". Да и иные деревни кажутся нежилыми - в основном в силу того, что местные жители приходят для поездок на станции не ежедневно. Ближе к Арзамасу народу в электричке Муром-НиНо прибавилось, а после Арзамаса основная час сидячих мест оказалась занята пассажирами: полагаю, в остальных трех вагонах народу было не меньше. Кто-то по пути входил, кто-то, напротив, выходил. Каждый ехал по своим делам, не обращая на туриста в моем лице внимания.

Ст. Арзамас-2.
Ст. Арзамас-2.
На одном из разъездом межд Арзамомсом и НиНо
На одном из разъездом межд Арзамомсом и НиНо
Станция Арзамас-1: кософарик и грузовой.
Станция Арзамас-1: кософарик и грузовой.

К слову, движение грузовых тут достаточно интенсивно (если брать участок Муром-Арзамас), а после выхода на линию Арзамас-Нижний Новгород грузовых я почти не видела, зато там была однопутка с множеством вполне действующих разъездов: то пропускали кого-то мы, то поезда пропускали нас.

Электрички грустят у ТЧ-7 Горький Московский.
Электрички грустят у ТЧ-7 Горький Московский.

Время в пути от Мурома до Нижнего на таком маршруте - около пяти часов, за которые не-фанату дорога может надоесть, а любителю - принести новые виды в окне и удовольствие от смены привычной обстановки на что-то иное.

ЭП3Д-0050 гордо красуется у одной из платформ ст. Нижний Новгород Московский в ожидании пассажиров.
ЭП3Д-0050 гордо красуется у одной из платформ ст. Нижний Новгород Московский в ожидании пассажиров.
Труженик ТГМ4а-1929 таскает цистерны.
Труженик ТГМ4а-1929 таскает цистерны.
Ст. Нижний Новгород Московский. Вид на пассажирские платформы..
Ст. Нижний Новгород Московский. Вид на пассажирские платформы..

Ах да, обратно из Нижнего в Москву можно отправиться на Стриже, Сапсане, Ласточке... В общем, напрямую по Горьковскому направлению, замкнув таким образом круг Москва-Москва. ;)

Другие фоторассказы о жд на моем канале: