Ни для кого не секрет, что легендарным восклицанием «Э́врика!» (греч. εὕρηκα, букв. «нашел!») мы обязаны Архимеду. В этот день организаторы «Музейной недели» предлагают отдать дань изобретателям и их изобретениям, первооткрывателям и их открытиям.
Нам было непросто поддержать эту тему, и все-таки Бородинское поле – благодатная почва (в прямом смысле) для всякого рода находок. Поговорим сегодня об одной из них.
В 2007 г. по заданию музея-заповедника на Бородинском поле работала археологическая экспедиция Государственного исторического музея под руководством кандидата исторических наук М.И. Гоняного. Во время раскопок на Курганной высоте на глубине 35 см была найдена миниатюрная (21,3 х 12,3 х 3,0 мм) фрачная копия ордена Воссоединения.
Эта почетная награда была учреждена императором Наполеоном 18 октября 1811 г. по случаю присоединения королевства Голландия к Французской империи и предназначалась для награждения военных и гражданских чиновников, преимущественно голландского происхождения или служивших в этой стране до вхождения ее в состав Франции. При желании кавалеры любого ордена могли за свой счет заказать изготовление его уменьшенной так называемой фрачной копии, чтобы носить ее на мундире или фраке в случаях, когда ношение оригинала ордена не предусматривалось.
История этого ордена и возможного его обладателя были тщательно изучены главным научным сотрудником нашего музея С.Н. Хомченко (подробности здесь: https://www.borodino.ru/novosti/orden-vossoedineniya-..).
Вывод специалиста – обладателем данной награды был убитый во время второго штурма Курганной высоты во главе 5-го кирасирского полка дивизионный генерал Огюст Жан Габриэль де Коленкур.
После гибели блестящего кавалериста Луи-Пьера Монбрена он возглавил 2-й резервный кавалерийский корпус. При виде адъютантов несчастного Монбрена, оплакивавших своего генерала, он закричал им: «Идите за мной! Не оплакивайте его, а отомстите за него!». Далее была атака на батарею Раевского.
«Вы меня увидите там тотчас же, живого или мертвого! — воскликнул Коленкур. Он бросился туда, повергая на своем пути все, что сопротивлялось ему, затем быстро повернул налево со своими кирасирами, проник первый в окровавленный редут.
Там его настигла пуля и уложила на месте. Его победа стала его могилой!» (Ф.-П. Сегюр. «Поход в Россию. Записки адъютанта императора Наполеона I»).
Как бы кто ни относился к армии противника, нельзя не признать смелости и бесстрашия полководцев той эпохи. Между прочим, на открытии выставки «Славная и достойная зависти смерть! Генерал Огюст Коленкур» в 2019 г., где была представлена фрачная копия ордена Воссоединения, автор экспозиции Е.В. Семенищева сделала еще одно, почти мистическое, открытие. Посвятив множество своих научных работ генералу Тучкову IV и его вдове Маргарите Михайловне, она отметила удивительную схожесть судеб нашедших свое последнее пристанище в бородинской земле генералов.
И Александр Тучков, и Огюст де Коленкур родились в один год, и на момент битвы им было по 35 лет. Оба они были счастливы в браке. Оба были бесстрашны, дрались, как львы, и вели свои войска вперед. Оба погибли в битве и не были найдены после. Вдова Тучкова, как известно, посвятила свою жизнь памяти супруга и погибших на Бородинском поле и стала основательницей Спасо-Бородинского монастыря. Вдова Коленкура также удалилась от света и стала монахиней.
Вот такая, друзья, история…
****