Найти тему

Управление малым бизнесом в России - что нужно знать?

Оглавление

Особенности и «фишки» управления мелким предпринимательством. Рабочие инструменты управленца в тандеме с господдержкой вырастят бизнес из малого в крупный.

Мелкое предпринимательство – основа экономики страны, зачаток крупных и средних предприятий. За границей на долю малого бизнеса приходится 60% всей предприятий, в России эта доля пока составляет 16%. Малое предпринимательство не только занимает ниши, которые пропускает крупный бизнес, но и решает вопрос занятости населения, пополняет государственную казну.

Поскольку небольшие компании на сегодняшний день играют роль важного звена экономики страны, не лишним будет поговорить об особенностях управления малым бизнесом в нашей стране.

Как управлять малым бизнесом: базовые подходы

Сегодня признание получил процессный подход в управлении малым предприятием. Его основу составляют последовательно выполняемые функции. Они взаимосвязаны между собой и составляют процесс. Система управления включает такие элементы как:

  • планирование – принятие решений с перспективой на дальнейшее развитие бизнеса;
  • организация – создание структуры полномочий, коммуникаций и управление производственным процессом;
  • мотивация или стимулирование – удовлетворение потребностей персонала в ответ на добросовестное выполнение обязанностей;
  • контроль – выработка стандартов, измерение фактических показателей и сравнение их со стандартами, выявление причин несоответствия, определение действий, направленных на изменение положения.

Процессный подход демонстрирует основные обобщенные этапы управления. За руководством всегда остается выбор конкретных этапов для определенного предприятия.

-2

Способы реализации управленческих функций

В процессе выполнения функций управления руководству компании следует опираться сразу на несколько методологических групп:

  • административные – базируются на поведенческом качестве работников;
  • экономические – проводят материальную мотивацию персонала;
  • социальные – позволяют выявить коллективных лидеров, сформировать плодотворную коммуникацию внутри предприятия;
  • психологические – направлены на отдельных личностей, носят индивидуальный характер.

Не менее существенное влияние на функционирование компании оказывают поведение, поступки и деловые качества руководства.

-3

Что особенного в управлении малым бизнесом?

Управление мелким предприятием отличается от управления большой компанией. Процесс характеризуется такими особенностями как:

  • молниеносное принятие и внедрение решений (во главе угла таких действий стоит только руководитель);
  • высокая степень свободы управления (не нужно согласовывать решения с партнерами, учредителями и управляющими);
  • непринужденность взаимодействия (в маленьком коллективе официальные рамки общения стираются - повышается степень доверия).

Владельцу компании чаще всего приходится возлагать на себя функцию соло-управляющего, который руководит всем: персоналом, производственным процессом, маркетингом и продажами. Выручает многие малые бизнесы аутсорсинг: он экономит средства предприятия на выполнение ряда задач (ведение бухгалтерии, технологические разработки и пр.).

-4

Государственные инструменты мотивирования мелкого предпринимательства

Концепция государственной поддержки малого бизнеса в России базируется на признании его субъектом экономики, который позволит добиться ощутимого социально-экономического прорыва. Для поддержки небольших предприятий государство на сегодняшний день:

  • формирует “удобную” правовую атмосферу;
  • финансирует программы господдержки малого предпринимательства;
  • создает инфраструктуру, которая открывает доступ к необходимым сервисам и ресурсам;
  • усиливает эффективность работы органов власти по поддержанию малого предпринимательства;
  • предоставляет льготы на получение финансовых, информационных ресурсов;
  • упрощает процедуру получения лицензии на осуществление деятельности, сертификатов;
  • способствует формированию торговых, производственных, информационных и научно-технических коммуникаций на международном уровне;
  • организует подготовку, переподготовку сотрудников малых компаний.

Кроме этого, в поддержку мелкого предпринимательства государство обеспечивает финансовое стимулирование деятельности. Речь идет об одноразовом гранте начинающим бизнесменам, лизинге для спецтранспорта, налоговых послаблениях, льготных тарифах на аренду помещений, создании гарантийных фондов и др.

Государственная поддержка адресуется, главным образом, областям, которые имеют ключевое значение для страны. В числе таких предприятий: аптеки, туристические фирмы. Что касается игорного, алкогольного заведения, такие предприятия господдержки не получают.

-5