Христианство представляет собой религию, основанную на вере в Иисуса Христа. В самом начале не было ни ортодоксальных христиан, ни католиков, ни православных, ни тем более протестантов.
Об истории христианства в период с I по IV века читайте мою статью "Почему на христиан осуществлялись гонения? Чем они так не угодили римлянам?"
Богословские дискуссии
С распространением христианства и увеличением числа верующих стали возникать споры, так называемые богословские дискуссии. В основном, они сводились к двум главным моментам:
- Тринитарные споры - о сущности Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух. Какое место занимает каждая из этих фигур?
- Христологические споры - о сущности Христа. Кто есть Христос: Бог, человек или богочеловек?
Первым широко известным богословским течением, выработавшим свою точку зрения по этому поводу, считается арианство (по имени священника Ария из Египетской Александрии, умершего в 336 году).
Суть арианства заключалась в следующем: Христос - творение Бога Отца. Следовательно, Он не единосущен Богу Отцу, но зависим от Него. Отсюда вывод о неравенстве Бога Отца и сотворенного им Бога Сына.
I Вселенский собор в Никее в 325 году
На I Вселенском соборе в Никее в 325 году учение Ария было объявлено ересью. В противовес арианству собор выработал ортодоксальный символ веры. Его суть заключалась в следующем тезисе: Бог Сын (Иисус Христос) единосущен Богу Отцу.
Император Константин попытался вмешаться в церковный спор на стороне ариан и заменить термин "единосущный", на "подобосущный", но поправка не была принята.
На соборе в 381 году арианство также было осуждено и отвергнуто.
Несториане и монофизиты
На смену арианам в V веке пришли несториане и монофизиты. Суть учения несториан: Иисус прежде всего человек. На III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году учение несториан было осуждено как ересь.
Суть учения монофизитов: Христу присуща только одна природа - божественная. На соборе в Эфесе в 449 году монофизиты одержали победу, но она была недолгой.
IV Вселенский собор в Халкидоне в 451 году
На IV Вселенском соборе в Халкидоне в 451 году византийский император осудил решение Эфесского собора 449 года и восстановил Никейский символ веры. Кстати, константинопольский патриарх и Папа Римский поддержали императора.
Ортодоксальное христианство, католицизм и православие
Так что же в итоге означают эти термины?
Ортодоксия - правильное учение, правоверие (от греч. ὀρθοδοξία).
Ортодоксальный - это последовательный, неуклонно придерживающийся основ принятого учения и строго следующий этому учению.
В христианстве "ортодоксия" предполагает неуклонное следование догматам веры и основам вероучения. В научной литературе по истории христианства "ортодоксами" называют сторонников Никейского символа веры, согласно которому Бог Сын единосущен Богу Отцу. Помните I Вселенский собор в Никее в 325 году, о котором я рассказывала в самом начале?!
Католицизм или католичество (от греч. καθολικός «всеобщий», «вселенский») также следует Никейскому символу веры.
Но в середине VII века на Западе было сформулировано очень важное добавление к византийской христологии: исхождение Святого Духа происходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, Иисуса (лат. Filioque)
Этот тезис стал одной из причин разрыва между восточным и западным христианством в 1054 году. Более подробно об этом можно прочитать в моей статье "Как появились православные, католики и протестанты".
При этом надо понимать, что слово "православие" - это калька с греческого слова "ортодоксия" (ὀρθοδοξία) и буквально означает "правильное славление, правоверие". В русском языке есть широкое и узкое значение этого слова.
- В широком смысле термин "православие (православный)" употребляется как синоним термина "ортодоксия (ортодоксальный)" и используется для обозначения сторонников Никейского символа веры.
- В узком смысле термин "православие" используется именно как противопоставление "католичеству", имея в виду раскол XI века. А вот слова "ортодоксия" и "ортодоксальный" в этом узком значении в русском языке почти не используются.
Таким образом, из всего выше сказанного я сделала следующие выводы:
- В широком смысле и западная, и восточная христианская церковь являются вселенской (кафолической или католической) и ортодоксальной (православной или правоверной).
- Но после 1054 году эти термины стали использовать в узком значении. Церковь Западной Европы стала именоваться католической, а восточная церковь Византии - православной.
А вы что думаете по поводу этих терминов? Делитесь вашим мнением в комментариях. Может быть, я ошибаюсь и сделала неправильные выводы?!