Найти тему
Волжский химик

Выпускной инженерно-технический класс

Во всех школах отгремел последний звонок. Вот и ученики инженерно-технических классов, которые курирует Тольяттиазот, готовятся сделать шаг навстречу взрослой жизни.

Бизнес развивают люди, и, реализуя масштабную программу инвестиций, ТОАЗ заинтересован в качественном кадровом резерве. Два года назад по инициативе завода в школах №№ 41 и 35открылись инженерно-технические классы. Их ученики глубоко изучали предметы естественно-научного цикла, бывали на экскурсии на заводе, от предприятия к ним приезжали специалисты, которые проводили лекции и информационные встречи, Тольяттиазот заботился о том, чтобы классы были укомплектованы необходимым оборудованием. И вот настал новый этап проекта: в конце мая его первые участники готовы к ЕГЭ и выпуску из школы.

Корреспонденты «Волжского химика» побывали на торжественной линейке в школе №41. С выпуском ребят поздравила заместитель генерального директора – директор по связям с общественностью Юлия Петренко:

– Хотелось бы пожелать вам найти себя. Какую бы профессию вы ни выбрали, главное, чтобы она вас радовала, а учёба в институте приносила удовольствие. Надеемся, что вы вернётесь в Тольятти и будете трудиться на благо нашего города.

В ответ ученики инженерно-технического 11В класса поблагодарили Тольяттиазот за то, какую роль он сыграл на их пути к будущей профессии.

– Инженерно-технические классы стали хорошим подспорьем для тех, кто решил в будущем выбрать инженерную специальность, – отметил директор школы №41, учитель химии Олег Давыдов. – Прошедшие два года сложились для нас нелегко из-за дистанта, но ребята освоили всю программу в полном объеме.

Из-за пандемии школьники почти год провели на удалённом обучении, но это их только закалило, привило дисциплинированность и чувство личной ответственности. И, конечно, чувства юмора они не потеряли: в качестве одного из номеров на линейке разыграли забавные ситуации из жизни учителей, учеников и их родителей на самоизоляции.

Для торжества в честь последнего звонка в 41-ой подготовили большую программу, где песни и танцы перемежались поздравительными словами и награждением. Отдельно отметили тех, кто окончил 11 класс на все пятерки. Среди отличников – ученики инженерно-технического класса Дмитрий Матвеев и Анна Леверкина.

-2

– В инженерно-технические классы стоит идти тем, кого интересует наука и кто хочет связать свою жизнь с инженерной специальностью, – считает Анна. – Уже после девятого класса нужно сделать выбор, идти ли в инженерно-технические классы, чтобы получить глубокие знания по предметам.

Она уверена в том, что весь их класс успешно сдаст экзамены, и все поступят, куда планируют. Сама девушка хочет учиться на направлении «Техносферная безопасность».

Во время праздника подвели итоги школьного конкурса «Самый лучший ученик»: статуэтками и грамотами наградили четырёх ребят, которые стали многократными победителями предметных олимпиад. В их числе – ученик инженерно-технических классов Дмитрий Матвеев. Юноша поделился: планирует стать астрономом.

– Я шёл к своей цели, поэтому учёба давалась мне легко. Инженерно-технический класс хорош тем, что у нас было больше часов именно по тем предметам, которые нам пригодятся в будущем. Учителя нас поддерживали, направляли на олимпиады, конкурсы и конференции, – рассказал он.

Под конец церемонии 11В класс закружился в последнем школьном вальсе. Трогательный момент прощания – песня, которую для своих учеников исполнил директор школы. И затем, с надеждой на светлое будущее, школьники выпустили белых голубей и разноцветные шарики в небо.

Это первые выпускники инженерно-технических классов, но будут и ещё.

– Сейчас мы ведём набор на следующий год и надеемся, что сможем реализовать всё запланированное, – говорит директор школы. – Теперь у нас больше опыта, и мы понимаем, как лучше взаимодействовать с учениками.

Инженерно-технические классы – это проект будущего. Работа компании на перспективу окупится, уверен заместитель генерального директора Тольяттиазота – директор по управлению персоналом Сергей Гулькин:

– На предприятиях химической отрасли процесс обновления персонала идёт довольно медленно, средний стаж работы на ТОАЗе – около одиннадцати лет. Сейчас остро стоит вопрос сбалансированной замены сотрудников старшего возраст, выходящих на пенсию, передачи их опыт и знаний молодым специалистам. Мы ожидаем первой отдачи от инженерно-технических классов через пять-шесть лет, когда их выпускники, окончив школу и выбранный вуз, придут на Тольяттиазот хорошо подготовленными специалистами.

Ресурс прочных знаний

Хорошая подготовка в школе даст выпускникам дополнительную энергию и уверенность в своих силах, считает директор школы №41, учитель химии Олег Давыдов:

– Инженерные классы предполагают движение школьников по траектории «школа – вуз – химическое предприятие». В 2015 году, когда проект только обсуждался, в Самарской области крайне остро стоял вопрос об оттоке талантливой и образованной молодёжи в другие регионы. Мы, учителя, готовили ребят, они занимали призовые места в конкурсах, на олимпиадах и… уезжали в Москву, Санкт-Петербург, Казань. В то же время проблемой была озабочена администрация химической компании «Тольяттиазот». В краткосрочной перспективе ей требовалась достойная кадровая смена, способная участвовать в сложных проектах и решать нестандартные задачи. На стыке общих интересов системы образования и большого бизнеса возникло сотрудничество.

Мы начинали с погружения школьников в мир большой индустрии: устраивали интеллектуальные игры, химические квесты, тематические олимпиады. На следующем этапе запустили цикл исследовательских работ для школьников на базе Тольяттинского госуниверситета: завод предлагал научные темы, имеющие практическое значение для производства, и с их результатами наши ребята побеждали на конкурсах в городе, на уровне региона, страны, и даже была победа международного ранга. Это было интересно, увлекало детей и педагогов.

Мы проводили информационные встречи, при помощи завода устраивали экскурсию на его площадку и два года назад осознали: мы действительно мотивируем детей изучать естественные науки, нашли действенные механизмы и получили результат. Мы доработали концепцию и, чтобы не растить специалистов для других регионов, поставили целью закрепить талантливых детей в нашем городе. Инициативу создать инженерно-технические классы проявил Тольяттиазот. Для завода важны два направления в обучении. Это физика, математика и информатика, а также физика и химия.

Чем отличаются уроки в инженерно-технических классах? Во-первых, химикам нужен набор глубоких знаний сразу по трём предметам – химия, физика и математика. Во-вторых, мы даём элективные курсы, которые являются дополнительным ресурсом для изучения этих дисциплин. Следующий момент – мы предлагаем школьникам исследовательскую деятельность, а Тольяттиазот организует экскурсии. Очень интересно, познавательно, ребята охотно знакомятся с объектами, видя завод не далеко, на иллюстрации в интернете, а изнутри. Так проще понять, стоит ли выбирать профессию в этом направлении.

Помимо всего, инженерные классы отличает огромное количество приглашённых специалистов из разных сфер, которые проводят лекции, мастер-классы, конкурсы, викторины.

Мы надеемся, что этот проект станет тем позитивным ресурсом, который поможет старшеклассникам увидеть карьерные перспективы в родном городе, а Тольяттиазоту – создать качественный кадровый резерв.

Ольга Тебенкова для "Волжского химика"