Найти в Дзене
Марина Вальцифер

Болгария. Что такое "цыганское село"?

В Градец, самое крупное цыганское село в здешних местах, мы с Татьяной заезжать не собирались. Поехали мы в Жеравну, историко-архитектурный резерват. Однако в Жеравне туристов почти не было, поэтому из заведений общепита была открыта только кофейня, а мы обе успели проголодаться. - Слушай, давай в Градец, мне говорили, что там есть очень приличный ресторанчик,- вспомнила я,- Где-то на берегу реки. - В цыганском селе- хороший ресторан?- удивилась Таня,- Ну, давай, это даже интересно. Благо это нам всё равно по дороге. В Болгарии и Татьяна, и я живём уже довольно долго и к цыганам относимся без предубеждения и неприязни. Люди они своеобразные, но могу сказать точно- за все годы мне лично они не сделали ничего плохого. В телефонной книге у меня есть и номера, принадлежащие знакомым цыганам. В Сунгурларе, центре нашей общины, тоже имеется большая цыганская махала, а сёла вокруг Сунгурларе негласно считаются "цыганскими" - Славянци, Чубра, Черница, Грозден, хотя там живёт вполне достаточ

В Градец, самое крупное цыганское село в здешних местах, мы с Татьяной заезжать не собирались. Поехали мы в Жеравну, историко-архитектурный резерват. Однако в Жеравне туристов почти не было, поэтому из заведений общепита была открыта только кофейня, а мы обе успели проголодаться.

- Слушай, давай в Градец, мне говорили, что там есть очень приличный ресторанчик,- вспомнила я,- Где-то на берегу реки.

- В цыганском селе- хороший ресторан?- удивилась Таня,- Ну, давай, это даже интересно. Благо это нам всё равно по дороге.

В Болгарии и Татьяна, и я живём уже довольно долго и к цыганам относимся без предубеждения и неприязни. Люди они своеобразные, но могу сказать точно- за все годы мне лично они не сделали ничего плохого. В телефонной книге у меня есть и номера, принадлежащие знакомым цыганам.

В Сунгурларе, центре нашей общины, тоже имеется большая цыганская махала, а сёла вокруг Сунгурларе негласно считаются "цыганскими" - Славянци, Чубра, Черница, Грозден, хотя там живёт вполне достаточно и болгар. В нашем селе цыгане тоже живут, хоть оно и считается "болгарским". Тут всё дело в преобладании жителей той или иной национальности. Есть сёла, которые считаются "смешанными", например, соседнее Лозарево, там живут и болгары, и турки, и цыгане. А вот село, которое можно назвать"мононациональным", у нас в общине одно- турецкое село Манолич.

Если чем и интересен Градец- это село тоже мононациональное. Цыганское. Даже в Википедии о нём сказано: "Население- 4 089 человек (2010), национальности- цыгане". Кстати, в Сунгурларе, имеющем статус города, населения чуть больше 3 000 человек. А то, что в статье Википедии о селе Градец указан национальный состав жителей,- вообще редчайший случай. Обычно указывается только численность.

От Жеравны мы доехали быстро, минут за двадцать. Искать не пришлось- где-то километр от трассы - и вот он, Градец. Я там уже бывала, правда, проездом.

-2

Село большое. Его рассекает река Луда Камчия. Берега соединяет старинный каменный мост.

-3

Первое, что бросается в глаза,- обилие старинных домов традиционной архитектуры времён болгарского Возрождения.

-4

Разумеется, похожих на возрожденческие дома в Жеравне и прочих окрестных подбалканских сёлах. Ничего удивительного, конечно. Градец- это старинное болгарское село, в котором попросту полностью сменился национальный состав населения.

Как напоминание о прежних временах- памятник погибшим в балканских войнах 1912-1913 г.г . и в Первую Мировую.

Такие памятники здесь есть почти в каждом селе- и на каждом скорбный список десятков имён и фамилий.

-5

Центр села вполне ухожен. Дома- разного уровня достатка и комфорта. Очевидно, что некоторые принадлежат очень обеспеченным людям. Разора, запустения, непролазной грязи и груд мусора, которые так любят показывать в статьях и видеороликах о жизни цыган в Болгарии, как- то не видно.

Проехали вдоль набережной в поисках ресторана. Внезапно в окно влетела очень громкая музыка.

- Наверное, это из ресторана,- предположила Татьяна.

Остановились, вышли. Оказалось, что этот оглушительный музон граждане врубили в обычном доме. На террасе сидела пожилая пара и откровенно наслаждалась жизнью, музыкой и пивом. Молодая хорошенькая девчушка в блузке ярчайшего цикламенового цвета , увешанная блестящими украшениями, спросила, что нам надо и объяснила, что ресторан находится через мост, рядом с кметством.

Увы, ресторан оказался закрыт. Немного смутила колючая проволока, пущенная спиралью вдоль забора. И это в соседнем доме с кметством, в самом центре. Впрочем, я не совсем поняла, какое это вообще заведение.

-6

Спросили у парня, который встретился на центральной площади, где, дескать, в селе можно пообедать. Он ответил, что еду купить можно только в магазине.

На улицах много ребятишек, молодёжи. Разумеется, изрядное количество гужевого транспорта.

-7

Решили немного проехать по боковым улочкам.

Да, конечно, сразу же- внимательные настороженные взгляды. Видимо, посторонние здесь появляются крайне редко.

А уж спутниковые тарелки- непременный атрибут цыганских домов.

-8

Особо многолюдным Градец на этот раз не показался. Возможно, многие жители просто на выезде. Сейчас идёт сезон сбора черешни и передвижные цыганские бригады как раз кочуют от сада к саду. Разумеется, по предварительной договорённости с собственниками. Ту тяжёлую ручную сельскохозяйственную работу, которую в Европе делают гастарбайтеры, в Болгарии выполняют цыгане. Это тоже одна из местных особенностей.

Ресторан мы так и не нашли. Потом выяснилось, что надо было проехать дальше, он находится в трёх километрах за селом.

Добрались до Сунгурларе и в бистро "Чорбаджи Димо" наконец- то пообедали.

"Чорбаджи", кстати,- это был раздатчик похлёбки ( чорбы) в янычарском войске. А в Болгарии так называют зажиточных хозяев, кормильцев. Так я перевела это слово Тане, когда она спросила.

После того, как мы посетили Градец, как- то не отпускало не очень приятное ощущение, что ты побывала в какой-то инородной среде, где тебе были откровенно не рады.

Но уже в Сунгурларе это ощущение прошло.