Найти тему
Новый драматический театр

Что такое актёрский тренинг и зачем он нужен

Оглавление

Под актёрскими тренингами многие понимают платные курсы для всех желающих, которые якобы помогут овладеть актёрским мастерством без специального образования, за месяц-другой интенсивных упражнений. Оставим это на совести организаторов (в конце концов, они никого ни к чему не принуждают), и поговорим о настоящем, профессиональном актёрском тренинге, которым занимаются все, кто по вечерам выходит на театральную сцену.

Источник фото: сток Unsplash
Источник фото: сток Unsplash

Само слово training (от англ. "воспитание") подразумевает не какой-то единовременный комплекс занятий, обучающий конкретному навыку, а постоянную, повседневную отработку техники актёра, поддержание его творческой формы и развитие профессиональных умений в определённой театральной системе. Это необходимая составная часть театральной школы и работы в труппе, поэтому программы тренингов разрабатываются педагогами методологически. Проще говоря, нельзя вот так взять — и начать вести актёрский тренинг, преподавателю требуется научно обоснованный, эффективный, опробованный на практике комплекс занятий, который впоследствии станет для актёра ежедневной "зарядкой".

Актёрский тренинг — явление, свойственное режиссёрскому театру, хотя исторические аналоги можно встретить и ранее, в театрах разных эпох (традиционные восточные Но и Кабуки, дель арте, классицизм). Везде, где требовалась особая отточенность формы, выразительность тела — исполнителю необходимо было заниматься специальной физической и психологической подготовкой.

Любой тренинг подразделяется на два вида:

  • Общий (технический, базовый), который заключается в отработке физической формы в движении, тренировках, танце, вокале, упражнениях по сценической речи;
  • Индивидуальный, то есть тот, где раскрываются возможности актёра в зависимости от требований разных театральных систем (от этюдного метода в психологическом театре до медитации).

Рассмотрим актёрский тренинг с точки зрения важнейших театральных систем, сложившихся в режиссуре 20 века.

Биомеханический тренинг

В 1920-е годы в России, на основе студийных опытов, накопленных за предшествующее десятилетие, в Мастерских при театре В. Э. Мейерхольда начали преподавать биомеханику (точнее, биомеханический тренаж). Вопреки распространённому мнению, этот метод вовсе не сводился к чисто физическим тренировкам. Мейерхольд всегда был противником ТОЛЬКО телесного развития актёра, он был убеждён, что в театре физические задания преодолеваются сценическими игровыми приёмами. Смысл биомеханического тренинга в том, что актёр учился бессознательно исполнять партитуру игры, детально расписанную по минутам, где каждый фрагмент действия (а значит, и роли) связан с остальными, как звено единой цепочки. Все элементы и уровни действия связаны рефлекторно, и каждый отдельный элемент должен "провоцировать"остальные.

Источник фото: https://ziernie-performa.net/
Источник фото: https://ziernie-performa.net/

Биомеханический этюд отличается от психологического тем, что представляют не конкретизированные ситуации, а основные МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ в условной форме. В таком этюде тело артиста действует как безличное, марионеточное. В каком-то смысле оно само превращается в произведение искусства, и выполняет не бытовые движения, а скорее театральные идеи движения. Ближайшая аналогия — живопись кубизма, которая выявляет не "похожее" изображение предметов и людей, а суть их формы. При этом биомеханический тренаж решал и такие традиционные театральные задачи, как чувство партнёра, ритма и так далее.

Что почитать: Мейерхольд В. Э. Лекция на курсах режиссёров драматических театров (17 января 1939 года); Биомеханика: Курс 1921-1922 годов; Лекция Малогжаты Яблонска "О биомеханике Мейерхольда"

"Туалет актёра"

В 1930-е годы К. С. Станиславский занимался подготовкой "Задачника" (сборника специальных упражнений по тренировке элементов актёрского самочувствия). Эти упражнения Станиславский считал обязательными, и называл "туалетом актёра", то есть непрерывной "гигиенической" работой по профессиональному саморазвитию. Они касались основополагающих понятий Системы, таких как чувство правды и вера, общение, внимание, аффективная память, приспособление, пластика, темпоритм, логика последовательности физических действий и так далее.

Источник фото: http://www.anothercity.ru/
Источник фото: http://www.anothercity.ru/

Методологическая основа "туалета актёра", согласно Станиславскому, связана с постулатом: "через сознательную психотехнику артиста — подсознательное творчество природы".

Что почитать: Станиславский К. С. "Тренинг и муштра", "Работа актёра над собой. Ч.1. Работа над собой в творческом процессе переживания" (Любые издания)

Тренинг по Вахтангову

Как известно, Е. Б. Вахтангов называл себя адептом Системы и верным учеником Станиславского, однако учение его трактовал по-своему. В ходе многочисленных практических занятий он постепенно выработал собственный вариант актёрского тренинга, отвечающий его идее игрового театра. В его интерпретации обучение актёра делится на 5 частей: общую, методологическую, практическую, аффективное чувство и творческую. Под практической понималось то, что Станиславский называет "Работа над собой", а под творческой — "Работа над ролью". Однако дело, конечно, не в терминах. Всё, что касается интересующей нас темы актёрского тренинга, излагалось Вахтанговым в практической части:

1. Упражнения внимания (мышцы, сосредоточенность на объекте, вера, круг внимания, физическое действие);
2.
Упражнения способности общения (партнёр как объект, внутреннее действие, задача, состоящая из действия, хотения и приспособления; энергия, оценка, прошлое, настоящее, "Я");
3.
Упражнения артистичности.

Что почитать: Увы, Евгений Богратионович Вахтанов очень рано ушёл из жизни, и очень мало успел зафиксировать письменно. Интересующихся отсылаем к известной монографии "Режиссёрские уроки Вахтангова", а также изданиям, собранным на странице: https://vakhtangov.ru/

Другие актёрские тренинги 20 века

Поздний вариант методики воспитания актёра по системе Михаила Чехова включает тренировку воображения, концентрации внимания, "высшего Я", атмосферы и качества. Авторская методика включала также понятие психологического жеста, теорию 4-х чувств (лёгкости, формы, красоты, чувства целого); воображаемых центров, воображаемого тела, чувства ансамбля, чувства стиля. Начиная с 1960-х годов актёрский тренинг в режиссёрских системах (Е. Гротовский, Р. Шехнер, Э. Барба, А. Васильев) не предполагал подготовки актёра к имитации индивидуального, а тем более жизнеподобного ПОВЕДЕНИЯ. К примеру, по Гротовскому, итогом упражнений на концентрацию должен стать вымышленный образ, который станет своего рода трамплином к проникновению в суть самого актёра, подлинного, а не скрытого маской будней. Такое самопроникновение, транс, выход за пределы, но при этом жёсткая дисциплина формы — тот процесс, целью которого является вершина актёрского мастерства.

Завершая этот краткий очерк, вернёмся к так называемым "актёрским интенсивам", которые в последнее время получили широчайшее распространение. Всё очень просто. Если вы хотите позаниматься актёрским мастерством в качестве хобби, научиться лучше владеть своим телом, поставить голос, обрести уверенность в себе — дерзайте! Даже месяц занятий может принести пользу. Но стать профессионалом на таком "тренинге" не получится, поэтому не рассчитывайте на успешные кастинги после таких занятий. Все исключения из этого правила лишь подтверждают его.

Хотите, чтобы ваш ребёнок занимался в серьёзной театральной студии при профессиональном театре, и получил впоследствии максимум шансов на поступление в театральный вуз?
Приглашаем в нашу студию под руководством Бориса Шильманского!
Вся информация
ЗДЕСЬ!