А-20 — советский опытный лёгкий танк. Создавался в 1939 году как улучшенная и более бронированная версия танка БТ-7. К 1940 году был выпущен один опытный образец танка, но до производства дело не дошло, так как от него отказались в пользу Т-34.
История создания.
13 октября 1937 года АБТУ выдало заводу № 183 техническое задание на проектирование новой боевой машины — колёсно-гусеничного танка БТ-20:
- Тип: колёсно-гусеничный, с приводом на 6 колёс по типу Кристи.
- Боевой вес: 13-14 тонн.
- Вооружение: 1×45-мм, 3 ДТ, огнемёт для самозащиты или 1×75-мм, 3 ДТ, огнемёт. Каждый 5-й танк должен иметь зенитную установку.
- Боекомплект: 130—150×45-мм, или 50×76-мм, 2500-3000 патронов.
- Бронирование: лоб — 25, коническая башня − 20, борт, корма — 16, крыша и дно — 10 мм. Вся броня наклонная, с минимальным углом наклона броневых листов корпуса и башни 18°.
- Скорость на гусеницах и колёсах одинаковая: макс. 70 км/ч, мин. 7 км/ч.
- Экипаж: 3 чел.
- Запас хода: 300—400 км.
- Двигатель: В-2 мощностью 300—400 л.с.
- Трансмиссия: по типу колёсно-гусеничного танка БТ-ИС (отбор мощности для колёсного хода после бортовых фрикционов).
- Подвеска: индивидуальная, в качестве рессор желательно применить торсионные пружины.
- Установить стабилизатор выстрела «Орион» и горизонтальный стабилизатор башни системы инженера Павлова, установить фары для ночной стрельбы с дальностью до 1000 м.
4 мая на заседании Комитета обороны СССР обсуждались два проекта — БТ-20 и А-32. В августе их рассматривали на заседании Главного военного совета. В результате обе машины были одобрены. Однако в соответствии со взглядами руководителей АБТУ предпочтение отдавалось колёсно-гусеничному варианту. К 6 ноября конструкторский отдел завода закончил проект и модель танк БТ-20 и предъявил их комиссии. В первой половине следующего 1939 года танк БТ-20 изготовили в металле.
Описание конструкции.
БТ-20 имел полностью сварной корпус из гомогенной брони. Толщина листов корпуса колебалась от 10 до 20 мм, причём верхний лобовой лист располагался под углом 53°.
В сварной башне, конструктивно подобной башне БТ-7 образца 1937 года, но несколько больше по размеру (диаметр погона в свету увеличен на 70 мм), 45-мм танковая пушка образца 1932/38 годов (20-К) а и спаренный с нею пулемёт ДТ. Второй пулемёт ДТ располагается в шаровой установке в лобовом листе корпуса, справа от люка механика-водителя.
Ряд узлов и агрегатов БТ-20 позаимствовали от БТ-7. Кое-что частично переработали, другие разработали заново.
Привод колёсного хода осуществлялся на 6 колёс, так же как у танка БТ-ИС. Ширина гусеницы при том же, что у БТ-7, диаметре опорных катков была увеличена до 400 мм. Масса танка возросла до 18 тонн.
Испытания.
Испытания БТ-20 проводились в июле—августе 1939 года на полигоне завода в Харькове. При испытании выявилось, что обе машины в основном соответствуют предъявленным к ним требованиям. Начиная с ноября на ХПЗ велась доработка рабочих чертежей БТ-20, а сам танк, на котором усилили ходовую часть, готовили к испытаниям в январе 1940 года. Что же касается А-32, то решение о серийном производстве приняли в пользу более толстобронной машины А-34 (Т-34).
В связи с этим руководство завода обратилось в наркомат с просьбой освободить ХПЗ от производства БТ-20 и поручить его серийный выпуск другому заводу. Просьба эта объяснялась невозможностью массового производства на ХПЗ двух типов танков.
Но опытные работы по БТ-20 продолжались ещё весной 1940 года, что следует из «Перечня необходимых опытных работ на заводе № 183 на 1940 год». Судя по всему, точкой в истории БТ-20 стало постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о производстве танков Т-34 и КВ. О БТ-20 в этом документе ничего не говорилось — завода-изготовителя для него не нашлось.