Очень люблю то, что делает режиссер Иван Поповски. Мне кажется, если говорить о театре, то он сейчас один из немногих волшебников, которые умеют реальный мир переделывать в магию. У него есть несколько уже легендарных работ в театре Фоменко, но не все знают, что Поповски много лет ставит в нашем маленьком театре Елены Камбуровой и работает заместителем худрука.
Спектакля-посвящения Тонино Гуэрре в театре Елены Камбуровой от Поповски я ждал давно. Вчера после спектакля Иван сказал, что работа длилась три года.
Так получилось: знаю пространство этой сцены и этого зала наизусть. На собственном опыте изучил, как крошечны кулисы, как невелика сцена в глубину. Так вот что этот человек творит с пространством, как трансформирует, формирует, переворачивает его, играет с ним, я вообще не понимаю! В какой-то момент сцена становится огромной как светящийся огнями большой корабль из финала "Амаркорда". Оркестр замечательно помещается практически в первом ряду партера, на расстоянии вытянутой руки. Артисты появляются как чертики из табакерки из разных уголков зала - через меня, например, прошла знакомая актриса, прошла насквозь как Гарри Поттер через стену на вокзале Кингс-Кросс.. Потом они бесконечно переодеваются, меняют парики, маски. Пишущая машинка Тонино печатает сама по себе. Сцена вдруг удлиняется, раздвигается, открываются люки в полу, появляются какие-то бесконечные плащи, экраны размером с дом. Поповски - еще и художник. Я не успел вчера после спектакля расспросить подробно, но думаю, изначально были его рисунки, его идеи, а еще вместе с ним работала художник Ирина Пинова (Ютанина). И я вообще не представляю, как на этом крошечном кусочке пространства, размером в сантиметры, работают технические службы, к тому же чудеса случаются с немыслимой, абсолютно кинематографической скоростью.
Вообще это, конечно, признание в любви кино. Тому старому, итальянскому, ручной работы, сделанному когда-то на студии "Чинечита". То есть даже, наверное, признание в любви мирам, лицам, интонациям, флёру этого старого кино. В финале спектакля прямо откуда-то из недр сцены вырастают экраны с кадрами из старых итальянских фильмов, с лицами Софи Лорен. Мастроянни, Стефании Сандрелли. А потом уже полотно над сценой само становится экраном и там огромные лица - самого Тонино, Федерико, Марчелло, потом Ангелопулоса, Параджанова, Тарковского.
Это про пространство. Но Поповски еще и со временем работает удивительно. Получился такой сценический "Амаркорд", воспоминание о счастье детства и вообще о счастье. Рассказчиком, героем, автором становится сама Елена Антоновна Камбурова. В пиджаке и кепочке как у Тонино Гуэрра, она и играет уютно, чуть эксцентрично, вглядываясь с удивлением в мир, который сама же на сцене и создала.
Ну, и наконец, это признание в любви Италии. Со всеми ее правильными атрибутами. Прямо на сцене девочки-актрисы раскатывают тесто, а потом в ресторане официант приносит клиенту настоящую пасту, которую можно посыпать пармезаном: "Перфетто!". Конечно, футбол, конечно, обольстительные ножки, темпераменты и характеры. Это я ничего не спойлерю - не рассказал и сотой доли того, что вместилось в эти сто минут - практически, как в фильм Феллини по сценарию Гуэрры.
Ну, и музыка. Театр все-таки музыкальный, музыка зажигательная, оркестр с Олегом Синкиным, который на этот раз еще и дирижер, играет вдохновенно (см.видео), артисты-певцы поют задорно и трогательно. Народные песни, Россини, Верди, Пуччини. После спектакля режиссер рассказал, что музыки Нино Роты нет, потому что - авторские права, всё такое, и это дорого для маленького театра. А я подумал, что оно и хорошо: Нино Рота был бы слишком предсказуем для этого спектакля. который так неожидан, и удивляет в каждую из этих ста так быстро пролетевших минут.
Ближайшие показы спектакля:
17 июня (19:00)
18 июня (19:00)