Найти в Дзене
SeregaCh

Хаяо Миядзаки - японский Уолт Дисней

Биография и начало творческого пути Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 в городе Акэбоно, находившимся в Бункё, одном из районов Токио. Его отец, Кацудзи Миядзаки был директором завода, производившего детали для легендарных японских истребителей Мицубиси А6М «Зеро», благодаря чему семья жила достаточно неплохо по меркам непростого военного времени. Считается что именно с той детской поры, берет своё начало любовь Миядзаки к самолетам и разным летательным аппаратам, которые столь часто встречаются в его произведениях. Семья Миядзаки часто переезжала с места на место. В самый тяжкий для страны период войны (1944-1945 годы), они бежали от нескончаемых американских бомбардировок Токио в город Уцуномия, а затем и в соседний городок Канума. После войны в период с 1947 по 1955, мать Миядзаки болела туберкулезом позвоночника, от чего ее часто перемещали из одной больницы в другую, а потому и всей семье требовалось периодически переезжать. С самого детства Хаяо интересовался мангой. А потому о
Оглавление
Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки

Биография и начало творческого пути

Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 в городе Акэбоно, находившимся в Бункё, одном из районов Токио. Его отец, Кацудзи Миядзаки был директором завода, производившего детали для легендарных японских истребителей Мицубиси А6М «Зеро», благодаря чему семья жила достаточно неплохо по меркам непростого военного времени. Считается что именно с той детской поры, берет своё начало любовь Миядзаки к самолетам и разным летательным аппаратам, которые столь часто встречаются в его произведениях.

Семья Миядзаки часто переезжала с места на место. В самый тяжкий для страны период войны (1944-1945 годы), они бежали от нескончаемых американских бомбардировок Токио в город Уцуномия, а затем и в соседний городок Канума.

После войны в период с 1947 по 1955, мать Миядзаки болела туберкулезом позвоночника, от чего ее часто перемещали из одной больницы в другую, а потому и всей семье требовалось периодически переезжать.

С самого детства Хаяо интересовался мангой. А потому он, как и многие другие японские мальчишки, мечтал стать мангакой - художником, рисующим мангу. Однако своими первыми работами, юный Миядзаки остался недоволен. Существенное влияние на него в то время оказал великий мангака и аниматор Осаму Тэдзука – отец современной манги, которого и по сей день японцы помнят и уважают. Поэтому все свои первые работы мальчик уничтожил, так как посчитал что копировать стиль мастера – неправильно, ведь ему хотелось найти свой уникальный стиль - стиль Миядзаки.

В 1958 году, когда семья Хаяо уже вернулась в отстроенный Токио, а сам он оканчивал последний учебный год старшей школы, в кинопрокат вышел первый цветной японский анимационный фильм - «Легенда о белой змее». Впечатленный просмотренным фильмом, молодой Миядзаки твердо решил - он станет аниматором.

Кадр из фильма «Легенда о белой змее», режиссер Тайдзи Ябусита (картинка из свободных источников)
Кадр из фильма «Легенда о белой змее», режиссер Тайдзи Ябусита (картинка из свободных источников)

Однако хуже всего ему удавалось рисовать людей, не только потому что это сам по себе процесс довольно непростой, но и потому что в течении многих лет он рисовал в основном разную военную технику. Суровое Имперское воспитание и отец директор военного завода давали о себе знать.

В 1962 году Миядзаки успешно поступил в токийский университет Гакусюин, на факультет политики и экономики. Примечательно, что тот же университет оканчивали многие принцессы и все монархи Японии, начиная с Императора Хирохито, а также премьер-министр Таро Асо (тоже большой поклонник манги кстати говоря) и ряд известных японских ученых и художников. В университете он был членом кружка по изучению западной детской литературы. В свободное от учебы время, Хаяо часто навещал своего учителя искусства из средней школы, с которым они обсуждали политику, жизнь и прочие интересующие обоих вещи.

Университет Гакусюин
Университет Гакусюин

В 1963 году Хаяо Миядзаки получил свою первую работу. Это была должность художника-фазовщика в студии Toei Animation. Той самой, которая пять лет назад выпустила фильм «Легенда о белой змее». Со временем руководство студии заметило энтузиазм и талант молодого художника, а потому стало давать ему все более ответственные и важные поручения. Он даже добился того, что ему позволили переписать концовку одной из работ студии, а именно фильма «Космические приключения Гулливера». Однако несмотря на успех картины в прокате, должность полноправного аниматора Миядзаки получил лишь спустя 4 месяца, после его работы над сериалом «Мальчик-ниндзя Фудзимару».

Работая в студии Toei Animation, Хаяо познакомился с аниматором Исао Такахатой, с которым они в будущем совместно работали над многими проектами. Они стали хорошими друзьями и вместе основали «Профсоюз молодых аниматоров», добиваясь повышения заработных плат и введения льгот для сотрудников.

Хаяо Миядзаки и Исао Такахата
Хаяо Миядзаки и Исао Такахата

Это стало поворотным моментом в их отношениях с руководством студии. В 1968 году вышел фильм под названием «Принц Севера», в котором Такахата выступил режиссером, а Миядзаки главным художником-раскадровщиком. Фильм был снят с проката всего через 10 дней. Студия Toei Animation объявило фильм провальным, сделав из Такахаты «козла отпущения» и понизив его в должности.

В 1971 году Хаяо Миядзаки и Исао Такахата покинули Toei Animation, и вместе с Ёити Отабэ основали свою собственную студию под названием «A Pro». Работая в этой студии, они выпустили анимационный сериал «Люпен III» и фильм «Панда большая и маленькая». Хаяо и Исао даже хотели экранизировать аниме по мотивам книги «Пеппи Длинный чулок», однако после поездки в Швецию и отказа писательницы Астрид Линдгрен дать разрешение на съемку, от этой идеи пришлось отказаться.

(Однако забегая вперед стоит отметить, что Миядзаки таки смог экранизировать другое произведение Линдгрен - «Ронья, дочь разбойника», только вот это работа уже сына маэстро – Горо Миядзаки, вышедшая 11 октября 2014 года).

В 1973 году знаменитый дуэт оставил и «A Pro», перейдя в студию «Zuiyо Eizо» где Миядзаки принял участие в создании таких фильмов как: «Хайди — девочка Альп», «Фландрийский пёс», «Три тысячи ри в поисках матери» и «Енот по имени Раскал». Все эти аниме являются частью серии фильмов «Театр мировых шедевров».

В 1978 студия Zuiyо Eizо была реорганизована в Nippon Animation, под этим названием она существует и по сей день. В ней Хаяо выступил уже в роли режиссера к сериалу «Конан — мальчик из будущего». На следующий год вышел очередной совместный фильм Миядзаки и Такахаты – «Рыжая Анна». В том же году они вновь сменили место работы, перейдя в студию TMS Entertainment, где выпустили фильм «Люпен III: Замок Калиостро», который был признан одним из лучших в истории японской анимации. Работая в этой студии, Миядзаки обучал местных сотрудников тому, чем он сам владел. В течении следующих четырех лет Миядзаки работал над несколькими другими фильмами, которые сопровождались скандалами из-за проблем с правообладателями и недостаточным финансированием проектов. В те же годы Миядзаки занялся тем, что начал рисовать и выпускать свою собственную мангу, как он и мечтал в детстве. В 1982 году он начал публиковать мангу «Навсикая из Долины ветров», эта работа смогла найти своего читателя и ее выпуск продолжался последующие 12 лет.

«Навсикая из Долины ветров» (картинка из свободных источников)
«Навсикая из Долины ветров» (картинка из свободных источников)

Однако в том же 1982 году, вы не поверите что он сделал…

Он покинул и эту студию

Ясуёси Токума, основатель издательства Tokuma Shoten, предложил Хаяо Миядзаки заняться экранизацией его манги о Навскикае. Миядзаки первое время отказывался от этого предложения, но в конечном итоге согласился, но при условии что он самостоятельно выступит в роли режиссера данного фильма. Токума согласился и анимационный фильм с одноименным названием вышел в прокат 11 марта 1984 года. Его кассовые сборы достигли почти 1,5 миллиарда иен, что принесло Миядзаки ещё большую известность, а уже через год он основал свою собственную студию, которая сегодня известна по всему миру.

Studio Ghibli – главное детище Хаяо Миядзаки

Летом 1985 года Миядзаки и Такахата основали свою новую студию - Studio Ghibli (или как говорят сами японцы «Дзибури»). Первым фильмом Миядзаки от этой студии стал «Небесный замок Лапута», в котором повествовалось о путешествии детей сирот, ищущих легендарный летающий город. Дизайн и пейзажи этого города были основаны на европейской и в особенности греческой архитектуре. Некоторые постройки были вдохновлены зданиями шахтерского городка в Британии. Во время своей поездки в Уэльс, Миядзаки невольно стал свидетелем забастовки группы шахтеров и увиденное тогда сильно его впечатлило.

В 1988 году вышел полнометражный фильм «Мой сосед Тоторо», ставший бессмертной классикой, а сам персонаж стал маскотом и символом студии. В фильме рассказывалось о двух японских сестрах и их жизни в сельской местности, а также об их встрече с добродушными лесными духами – Тоторо.

«Мой сосед Тоторо» (картинка из свободных источников)
«Мой сосед Тоторо» (картинка из свободных источников)

В то же время шла работа над более серьезным произведением - фильмом «Могила светлячков», сюжет которого был посвящен жизни осиротевших детей в послевоенной Японии. Брат и его младшая сестра, оставшиеся без родителей незадолго до окончания войны, еле сводят концы с концами, отвергнутые даже родственниками. Фильм получился настолько проникновенный, что в в Южной Корее (бывшей ранее колонией Японии)премьера фильма был отложена на неопределенный срок в связи с опасениями, что фильм оправдает роль Японской империи во Второй мировой войне, хоть он и не нес в себе явного оправдательного характера.

Кадр из фильма "Могила светлячков" (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма "Могила светлячков" (изображение взято из свободных источников)

На следующий год, студия приступила к работе над фильмом «Ведьмина служба доставки», основанного на повести писательницы Эйко Кодоно. В нём рассказывалось о 12-летней девочке-ведьме Кики, которая переехала в большой город с маленькой мечтой – основать свое дело, а именно службу доставки на метле. В процессе работы, Хаяо Миядзаки выступил в роли режиссера, внеся некоторые коррективы в сценарий. Эйко Кодоно была огорчена, узнав что фильм будет иметь отличия от ее произведения. Но Миядзаки пригласил ее в студию, после посещения которой она все же поменяла свое мнение и одобрила видение мастера.

Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки» (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма «Ведьмина служба доставки» (изображение взято из свободных источников)

В конце 80-х годов, Хаяо начал работу над фильмом «Порко Россо», в котором рассказывалось о пилоте-наемнике Марко Паготте, который после Первой мировой войны разочаровался в себе и в людях настолько, что навлек на себя проклятие, частично превратившись в свинью. На фоне событий распада Югославии и начавшихся там междоусобных войн, фильму был придан довольно мрачный характер, из-за чего Миядзаки пришлось признать что фильм получился не совсем для детской аудитории.

Кадр из фильма "Порко Россо" (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма "Порко Россо" (изображение взято из свободных источников)

В 1997 был экранизирован анимационный фильм «Принцесса Мононоке». Фильм повествует о принце Аситака. Убив вепря, он навлек на себя смертельное проклятие. И старая знахарка предсказала, что лишь он сам способен изменить свою судьбу. Отправившись в путешествие, Аситака попадает загадочную страну, где люди под предводительством злой госпожи воюют с обитателями леса - существами, каких раньше раньше никогда не видел. Работа состояла из 144 тысяч кадров, а бюджет оценивался в 2,35 миллиардов иен, что делало её самым дорогим фильмом студии на тот момент. Однако кассовые сборы с лихвой покрыли затраты, установив в стране рекорд, который позднее смог побить только «Титаник» . Фильм собрал в прокате более 14 миллиардов иен и обрел большую популярность за рубежом. Более того, это стал первый анимационный фильм в истории, получивший премию Японской киноакадемии.

Кадр из фильма «Принцесса Мононоке» (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма «Принцесса Мононоке» (изображение взято из свободных источников)

После ошеломительного успеха фильма, Миядзаки решил вновь вспомнить молодость и… покинул свою же студию Ghibli, заявив о желании работать в дальнейшем над некоммерческими проектами.

Идея для нового фильма внезапно пришла к нему во время отдыха с семьей в горах. Он захотел создать аниме, целевой аудиторией которого будут маленькие девочки. Сам он никогда не работал в подобных жанрах, а потому в поисках вдохновения и ответов на свои вопросы, он начал читать соответствующие журналы и книги, однако вскоре заметил, что в них отражено только чувство влюбленности и романтика, а это далеко не все, к чему лежит женское сердце, как считал Миядзаки.

Вернутся в Studio Ghibli, Хаяо заставила неожиданная для всех кончина 47-летнего Ёсифуми Кондо, занимавшего пост ведущего режиссера и аниматора студии. Новое аниме было решено назвать «Унесенные призраками». По сюжету фильма, 10-летняя девочка Тихиро Огино, переезжает с родителями в другой дом, однако с удивлением для себя, обнаруживает что попадает в другой мир, населенный призраками. Кроме того, злая ведьма Юбаба превратила ее родителей в свиней. Чтобы спасти их и вернуться в свой мир, Тихиро устраивается на работу в баню ведьмы.

Кадр из фильма «Унесенные призраками» (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма «Унесенные призраками» (изображение взято из свободных источников)

Бюджет фильма составил почти 2 миллиарда иен, а в процессе съемки студия предприняла удачные попытки интеграции в свой фильм компьютерной анимации. Предположения Миядзаки и эксперимент студии полностью себя оправдали. Фильм стал самым кассовым в истории Японии, собрав в прокате более 30,4 миллиарда иен. Более того, аниме «Унесенные призраками» было удостоено награды Японской киноакадемии, Золотого медведя Берлинского кинофестиваля и даже получил премию «Оскар» от американской киноакадемии. Таким образом, Миядзаки стал первым и единственным «оскароносным» аниматором Японии.

Миядзаки получает премию «Оскар» (изображение взято из свободных источников)
Миядзаки получает премию «Оскар» (изображение взято из свободных источников)

Последние работы Миядзаки

Последним из наиболее известных фильмов великого аниматора стал анимационный фильм «Ветер крепчает», по мотивам одноименной манги авторства самого Хаяо Миядзаки. В нём рассказывалось о авиаконструкторе Дзиро Хорикоси, изобретателе истребителя А6М «Зеро», того самого, который производился на заводе, где работал его отец. Фильм «Ветер крепчает», как и многие другие работы автора, заслужил премию Японской киноакадемии и был номинирован на «Оскар». По словам самого Миядзаки, на создание работы его вдохновила цитата самого Хорикоси:

«Все, чего я хотел — создать что-то красивое», так Дзиро говорил о своей разработке.

Кадр из фильма «Ветер крепчает» (изображение взято из свободных источников)
Кадр из фильма «Ветер крепчает» (изображение взято из свободных источников)

В 2013 году, на своей пресс-конференции в Токио, Миядзаки заявил о том, что он завершает свою карьеру режиссёра. В следующем году он был награжден почетной премией «Оскар» за его выдающийся вклад в мировой кинематограф. Ещё через два года он все же заявил о своем возвращении, однако былой славы его работы не сыскали. Не смотря на преклонный возраст в 79 лет, в настоящее время он трудится над полнометражным анимационным фильмом под названием «Как поживаешь?». Точная дата релиза не была объявлена, однако он заявил, что планирует завершить свою работу до начала Олимпиады в Токио. (В связи с недавними событиями, он таким образом выбил себе удобную отсрочку в один год.)

Взгляды аниматора

Несмотря на то, сам Миядзаки является важной частью индустрии аниме и манги в Японии, он критикует многие японские анимационные студии за их подход к рисованию людей. Он говорит об этом так:

«Аниме создаются людьми, которые не видят других людей… и поэтому индустрия полна отаку»

Кстати и самих отаку, за асоциальный образ жизни, великий аниматор также подвергает жесткой критике, к их всеобщему разочарованию.

Сам Миядзаки говорил, что он стремиться делать такие фильмы, которые бы прежде всего понравились его детям, коих у него двое – старший аниматор, как и отец, а младший – резчик по дереву. К работам своего старшего сына, Горо Миядзаки, отец относится скептически, говоря что тому у следовало бы остановиться на своем первом фильме.

Горо Миядзаки с отцом (изображение взято из свободных источников)
Горо Миядзаки с отцом (изображение взято из свободных источников)

В произведениях и характере Хаяо Миядзаки прослеживается явный антивоенный посыл. К примеру, он отказался посещать 75-ю церемонию вручения премии «Оскар» 2003 года, как акт протеста против развязывания США войны в Ираке. Также Миядзаки выступает за защиту окружающей среды и призывает Японию, как и весь мир, прекратить использовать энергию АЭС. Он также активно осуждал действия бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ, за его действия, противоречащие личным взглядам аниматора.

Интересные факты о творчестве Миядзаки

Единственные фильмы маэстро, которые имели заранее готовый сценарий – это «Навсикая из Долины ветров» и «Ветер крепчает», ведь он снял их на основе своей же манги. Все остальные работы не имели за собой ни страницы сценария. В лучшем случае в голове были лишь общие черты будущей картины. Считается, что именно поэтому работы Миядзаки столь уникальны. В них он не был художником и сценаристом с шаблонными университетскими познаниями, он был творцом.

Почти во всех своих работах Миядзаки делает главными героями детей, чаще маленьких девочек. Через их приключения и преодоление ими преград на пути он стремится показать, что внутренняя сила и воля человека крепче его внешней силы и размера. Он учит тому, что для победы над «большим злом», нужно сперва одержать победу над «малым злом» внутри себя.

Мало кто знает, но большое влияние на Миядзаки, оказал не только фильм «Легенда о белой змее», но и работы советских мультипликаторов. Например, работа Льва Атаманова «Снежная королева» произвела на него неизгладимое впечатление в тяжелое для него время сомнений в своих силах и в выборе своей профессии. Также он говорил, что считает Юрия Норштейна (автора «Ёжика в тумане») прекрасным художником.

Подводя итоги

Хаяо Миядзаки проделал огромный путь от простого японского мальчишки, стремящегося к своей мечте, до самого известного и уважаемого японского аниматора в мире. В его произведениях поднимаются такие острые темы как пацифизм, права человека, взаимоотношения новых технологий с природой и ряд других важных вопросов. В его фильмах затрагивается мысль о недолговечности жизни. Он считает современную культуру дешевой и поверхностной. Он активно выступает за «мир во всем мире» и против стремления человека установить власть над природой, видя в этом губительные последствия для всего мира.

Хаяо Миядзаки, сделал детство миллионов мальчишек и девчонок по всему миру ярче. Его талант вряд ли кто в состоянии оспорить. Не смотря на то, что у создателя своих миров даже нет специального образования связанного с анимацией, его фильмы и мультсериалы заложили основу, для работ многих будущих поколений аниматоров. Бесспорно, и через десятки лет, произведения этого мастера люди будут вспоминать с искренней улыбкой на лице.

Миядзаки с постером фильма «Ветер крепчает» (изображение взято из свободных источников)
Миядзаки с постером фильма «Ветер крепчает» (изображение взято из свободных источников)