Найти в Дзене

1941 год: неужто и впрямь такого отката армий не было нигде и никогда

Стремясь опорочить подвиг 1941 года, А. Солженицын утверждал: «Отвращение к своей власти… гнало в такой стремительный и глубокий откат армий, какого не знала ни одна страна ни в одной войне».

Подобные тезисы доказывает лишь то, что антисоветчиков злоба лишала способности адекватно воспринимать действительность. Ведь не нужно быть специалистом в истории, чтобы знать, что оба составляющих этого утверждения Солженицына ложны. Что касается «ни в одной войне», то достаточно вспомнить Отечественную войну 1812 года: войска Наполеона вторглись в Россию 12 июня, а 2 сентября они уже вошли в Москву. Что же касается «ни одна страна», то тут яркое опровержение даёт история Второй мировой войны.

В 1939 году на Западном фронте союзники имели подавляющее преимущество над немецкими войсками. Но воспользоваться им не пожелали, уповая на то, что захватив Польшу, Гитлер следующим объектом агрессии сделает Советский Союз. К весне 40-го года немцы на Западном фронте значительно усилили свои войска, но всё равно только достигли примерного равенства с союзниками в оснащении боевой техникой (ощутимое превосходство Вермахта было только в авиации). Поскольку состояние войны длилось уже много месяцев, вооружённые силы Франции, Голландии, Бельгии были отмобилизованы и сосредоточены у границы, ставшей линией фронта. При этом они были усилены британскими соединениями. Против этого «капиталистического интернационала» Германия действовала в одиночку. Тем не менее, продвижение её войск было стремительным.

10 мая 1940 года немцы перешли в наступление, вторгшись в Бельгию и Голландию, 28 мая они, победоносно пройдя через них, вышли на территорию Франции. В начале июня британские войска, бежали с континента столь поспешно, что бросили всю боевую технику. 14 июня французы вообще без боя сдали Париж, 22 июня Франция капитулировала. Вот это был действительно откат армий.

В 1941 году в войне против СССР всё было иначе.

Начать с того, что против Советского Союза был «Крестовый поход» объединённых сил европейской реакции. Германия двинула войска, намного превосходящие по численности и вооружению те, перед которыми не смогло устоять ни одно капиталистическое государство континентальной Европы. И это были войска закалённые в боях и привыкшие побеждать. Кроме того, официальные гитлеровские союзники, вслед за Германией объявившие войну нашей стране, делегировали в помощь немцам десятки дивизий, Как бы нейтральная Испания выставила на Восточный фронт добровольческую Голубую дивизию. Не остались в стороне от «Крестового похода» против коммунизма и представители стран, покорённых Германией – помимо обычных бригад и дивизий им было дозволено сформировать даже соединения СС.

Американский историк И. Фест так охарактеризовал силы агрессии: «Это была самая огромная, сосредоточенная на одном театре военных действий вооруженная мощь, которую когда-либо знала история».

А Советскому Союзу, несмотря на фантастические темпы индустриализации, всё же не хватило времени для подготовки к войне с таким врагом. К началу 40-х у нас в стране были разработаны самые современные виды вооружений. Но, чтобы в полной мере оснастить ими армию, было необходимо ещё хотя бы полтора-два года. Потому-то, кстати, Сталин и стремился любыми средствами оттянуть начало войны. Но Гитлер прекрасно понимал это, и нужного времени не дал. Немцы развязали агрессию против СССР, имея существенное превосходство не только в количестве, но, главное, в качестве танков и самолётов.

Поэтому поражения в начале войны были неизбежны. Однако «отката» не было Было отступление при самоможесточённом сопротивлении, несмотря на огромные потери.

Главком сухопутных войск Германии фон Браухич так спланировал блицкриг: «Крупные приграничные сражения продолжительностью до 4 недель. В дальнейшем следует ожидать лишь незначительного сопротивления».

Однако сопротивление советских войск не только не ослабевало, но, напротив, возрастало. Стойкость Красной Армии сделала осуществление блицкрига невозможным. Немцы были вынуждены пробиваться к Москве почти полгода в бесконечных изматывающих боях. И под Москвой Красная Армия их разбила.

Резюмируя, скажу, что советский народ в 1941 году явил миру ещё одно «Русское чудо» (именно так было воспринято на Западе то, что Красная Армия сначала выстояла под страшным по мощи ударом врага, а затем закончила год первым разгромом гитлеровских войск во всей Второй мировой войне). И тем самым он сделал явным высочайшую прочность той социально-экономической и идеологической системы, которая была создана по ходу реализации Сталинского проекта строительства социализма.

Понятно, что ни сама нынешняя власть, ни её пропагандистская прислуга не могут позволить себе признать это. Ведь, с учётом, политкорректно говоря, более чем скромных её достижений, тотальная война с советским прошлым – способ укрепления своего режима: людям внушают, что какой бы мерзкой ни была нынешняя жизнь, в советское время она была ещё хуже. Вот и вместо признания величия подвига советской страны в 1941 году фабрикуются чёрные мифы, призванные представить первый этап Великой Отечественной войны крахом «сталинской системы». Но аргументы, которые в состоянии предложить их сторонники, настолько не выдерживают критики, что при прямой дискуссии с оппонентом очернители безоговорочно проигрывают.

Напомню «Суд времени», который замышлялся Сванидзе и Ко как суд над советским временем, а обернулся его прославлением. В вопросе: что продемонстрировал 1941 год - провал «сталинской системы» или её стойкость, - даже среди отобранной публики в телестудии большинство признало истиной второй вариант вердикта. А в большой телевизионной аудитории он был принят с подавляющим преимуществом – 89:11!

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород