Найти в Дзене

Почему власть не имеет шансов в войне сценами

Вот уже несколько месяцев СМИ разной политической ориентации уделяют немало места освещению титанической борьбы власти с ценами – прежде всего, на сахар.

Напомню, что сия эпопея началась в первой декаде декабря прошлого года, когда президент Путин счёл целесообразным «выразить удивление» взлётом цен на базовые продукты питания. Сахар среди них оказался рекордсменом – за 2020 год потребительские цены на него выросли, по свидетельству Росстата, на 64,5%. Замечу, что рост потребительских цен был обусловлен, главным образом, ростом цен производителей на сахарную свеклу: они подскочили на 55,9%. Основной причиной этого был объявлен неурожай.

Здесь я сделаю отступление от описания перипетий борьбы власти с ценами.

…Когда говорят: «Неурожай», подразумевают некие естественные причины. Тут, однако, ситуация была принципиально иная. Неурожай был вызван искусственно. Производители сахарной свеклы резко сократили площадь её посевов – со 1145 тысяч га до 926. Чем был вызван этот шаг? Можно предположить, что главной причины стало то, что после памятного взлёта цены на сахар в 2014 и 2015 годы, когда она подскочила с 32 рублей до 52 рублей, сахар стал дешеветь, наконец, в 2019 году он вернулся на уровень 2013-го – 32 рубля. Это было в интересах общества, но, как многократно доказывала история, в том числе и российская, интересы общества не совпадают с интересами капиталистов. И последние, вероятно, решили сократить производство сахарной свеклы (и, соответственно, сахара), чтобы таким образом подстегнуть цену. Что им полностью удалось…

Но вернёмся к событиям декабря прошлого года. Правительство оперативно отреагировало на удивление президента. И 16 декабря было подписано соглашение между Минпромторгом, Минсельхозом, торговыми сетями и производителями сахара о совместных действиях на «сахарном фронте».Было решено остановить наступление цен, «заморозив» отпускную и розничную стоимость этой продукции до 1 апреля

Чтобы несколько раз не повторять одно и то же, сразу отмечу, что с этого момента и до начала июня все события на «сахарном фронте» проходили под аккомпанемент мотива, который вполне можно сделать гимном современной России: «Всё хорошо, прекрасная маркиза, и хороши у нас дела». В данном случае в исполнении чиновников Минсельхоза слова были такими: «Ситуация полностью стабильна».

В середине января 2021 года «Минпромторг провозгласил о начале наступления на цены, заявив о «тренде на снижение цен сахара». Сводки Росстата с «сахарного фронта» свидетельствовали о том, что наступление развивается успешно: в январе цены по отношению к декабрьским снизились на 1,6%, В феврале по отношению к январю – ещё на 0,8%.

Но затем наступление выдохлось, и цены перешли в контрнаступление, За один март власть оказалась отброшенной порактически на исходные позиции, а потом сдала и их. После апрельского наступления цен (1,9% по сравнению с мартом) цена на сахар по итогам четырёх месяцев 2021 года уже превысила декабрьский уровень на 1,6%.

Такое положение заставило власть искать помощи у «союзников»: резко (по данным сайта ussian-trade, на 17%) повысив импорт сахара.

Здесь напрашивается ещё одно отступление.

…Сопоставление таблиц импорта и экспорта на этом сайте наводит на размышления. В первый квартал нового года Россия импортировала сахар на 81 миллион долларов. Но в это же время она продала сахар за рубеж на 100 миллионов долларов. Если учесть, что пишется «Россия», но читать надо: компании, то интересная картина получается. Одни капиталисты наживаются на том, что продают российский сахар за границу, а другие – на том, что покупают сахар за границей и продают в России. Расплачивается за эти коммерческие операции, в конечном счёте, российский рядовой потребитель. А ведь, казалось бы, куда полезней было те тонны сахара, которые пошли на экспорт пустить для удовлетворения потребностей общества…

А тут ещё власть получила «удар с фланга» - со стороны производителей сахара.

В конце марта была обнародована информация, что правительство намерено продлить «заморозку» цены на сахар ещё на два месяца. И 1 апреля прошло сообщение: «Производители уже более недели перестали поставлять в российские магазины сахар, приостановив продажи торговым сетям и отказываясь подтверждать им объемы будущих поставок. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на источники на рынке». Затем шли то успокоительные заверения со стороны власти, то новые сообщения о том, что проблема поставок сахара по фиксированной цене приобретает характер тенденции. Последнюю информацию такого рода я видел в Интернете 5 июня: «Некоторые небольшие и средние торговые сети столкнулись с затруднениями при покупке сахара по регулируемой стоимости».

Потерпев неудачу в «лобовой атаке» на цены власть стала искать возможность осуществить «обходной манёвр». СМИ со ссылкой на чиновников поведали о планах типа утверждения квоты на беспошлинный импорт сахара или создания интервенционного фонда.

Однако, по сообщениям портала сахарной промышленности sugarportal.ru, «бизнес относится к мерам скептически», и от цен вскоре можно ждать нового решительного удара…

Что касается причин безуспешности борьбы власти с ценами, то СМИ называют самые разнообразные. Скажем, на kapital-rus.ru, приводилось мнение, что в росте цен на продукты в последние годы виновны, не в последнюю очередь, действия российской власти в «войне санкций». Её контрсанкции закрыли целому ряду развитых капиталистических государств доступ на российский рынок, однако это привело лишь к тому, что продовольствие из них продолжает идти в Россию, но уже через третьи страны (вплоть да Фарерских островов), что естественно приводит к накрутке цен; forbes.ru привёл мнение олигарха Дерипаски, что рост цен на продукты питания во многом обусловлен грабительскими процентами, под которые агропроизводителям дают кредиты. Трудно не согласиться с оценкой главы правительства Мишустина, приведенной на news.mail.ru: главный виновник роста цен – жадность предпринимателей.

Только вот, если власть имущие надеются что тут можно что-либо изменить к лучшему, то они – наивные идеалисты.

Можно ли тигра убедить питаться фруктами и орехами? Конечно, нет, ведь он хищник по самой своей природе. И стремление капиталистов урвать как можно большую прибыль любой ценой точно так же в их природе. Ещё Адам Смит утверждал, что прибыль – это главный ориентир капиталистической экономики. И с тех пор здесь ничего не изменилось. В конце 1980-х годов философ Карл Попер, ведущий теоретик антикоммунизма, утверждал: «Если они (бизнемсены – ВВ) смогут, непременно постараются вас ограбить. Такова несентиментальная природа бизнеса».

Так что рядовым гражданам не стоит ни удивляться тому, что их уже три десятилетия беспардонно грабят, ни надеяться на то, что вдруг найдётся «добрый царь», который покончит с этим безобразием.

Виктор ВАСИЛЕНКО,

Белгород