Европейское издание Politico приводит собрание страхов белорусских эмигрантов под заголовком "Похищение Романа Протасевича вызывает дрожь у белорусских ссыльных".
Диссиденты сокрушаются, что вид Протасевича, уводимого белорусской милицией после того, как самолет Ryanair приземлился в Минске, а затем явно разбитого человека, заявляющего о своей поддержке Александра Лукашенко, подчеркивает, что бегства из Беларуси недостаточно, чтобы избежать ответственности.
Руслан Кулевич, 29-лет от роду, скрывающийся в восточном польском городе Белосток, говорит, что
инцидент с Ryanair доказывает, что белорусские спецслужбы “ни перед чем не остановятся” в преследовании политических оппонентов. “Мы поняли, что они могут даже посадить самолет, чтобы поймать вас, и они найдут вас также в Польше”, - сказал он.
42-летний адвокат Сергей Зикратский прибыл в Литву с женой и двумя дочерьми в начале мая. Он защищал в суде белорусских журналистов, находящихся на содержании ЕС, и был лишен адвокатской лицензии.
Он присоединился к команде самого раскрученного Европой оппозиционера Светланы Тихановской в качестве представителя по правовым вопросам.
Зикратский сказал, что Вильнюс обеспечивает ему и его семье спокойствие, в отличие от Минска. “Мы приняли решение уйти, чтобы не вздрагивать при каждом стуке в дверь”, - сказал Зикаратски.
Интересно, это как же нужно нашкодить, чтобы дергаться от каждого шороха.
Министерство внутренних дел Литвы сообщило, что за последние девять месяцев выдало более 17 000 национальных виз белорусским гражданам, из них около 4000-по гуманитарным соображениям людям, которые по их мнению подвергаются преследованиям.
Польша в прошлом году выдала белорусам 32 000 разрешений, а в этом году их общее количество, как ожидается, удвоится. Предпринимаются также постоянные усилия по найму ИТ - специалистов.
Визы во многих случаях позволяют белорусам работать, а также выезжать в другие страны Шенгенского соглашения на срок до 90 дней в течение любого 180-дневного периода, но не работать там.
Однако жить по таким визам часто бывает непросто, особенно в Литве. При нормальных обстоятельствах такие владельцы виз не могут открыть банковский счет, получить местные водительские права или даже сделать прививку от COVID-19.
Как отмечает издание, для получение таких услуг необходимо получение вида на жительство, что сопряжено с большим количеством бюрократических препон со сторы европейских структур. В общем, эти люди- отработанный материал и никто им не собирается давать вид на жительство.
Зикратски, который находится в Литве по национальной визе, говорит, что “очень беспокоится” о будущем статусе своей семьи. “У меня двое детей, которые должны ходить в детский сад. Они должны иметь доступ к медицинским услугам. С визой это не так просто”, - сказал Зикаратский. “Вот почему меня интересует статус, который предоставляет больше возможностей.”
Лишь немногие пытались просить политического убежища в Польше или Литве. Протасевич действительно подал прошение в Польшу, но убежища не получил, что побудило его переехать в Литву.
По состоянию на 1 июня только 158 белорусов подали такие запросы в Литву с начала кризиса в августе прошлого года. Польша в прошлом году удовлетворила 205 просьб о предоставлении убежища белорусам из 405 дел.
Нежелание подавать прошение о предоставлении убежища связано с тем, что люди теряют право работать в ожидании решения; они также должны сдавать свои паспорта в ожидании.
И даже если им предоставят статус беженца, это не очень хорошая защита от белорусского правительства, которое ясно дало понять, что у него длинные руки.
- На мой взгляд, правовой статус человека сам по себе не обеспечивает защиты, - сказал Юрконис. “Если бы Протасевич получил убежище в Литве, его положение, к сожалению, не сильно изменилось бы в данный момент.”
Вместо этого изгнанники принимают свои собственные меры, чтобы оставаться в безопасности.
Например, Кулевич бежал с женой в Латвию, откуда они переправились в Польшу.
“После инцидента с Протасевичем белорусские журналисты марионетки ЕС начали обсуждать вопросы своей безопасности …
Мы начали избегать публичного объявления информации о том, где мы живем, обмена геолокационными координатами и так далее. Мы стараемся держать наши карты при себе, как это уже привыкли делать многие блогеры”, - сказал он.
Интересно, а они думали, что в бирюльки вышли поиграть что ли?
Про этого Кулевича напишу на днях еще статью. Этот персонаж достоин того, чтобы про него рассказать, ведь его история была предназначена для раздувания протеста и его использовали, чтобы обмануть белорусов и вытащить их на улицы.