Найти в Дзене
Клуб историков КЛИО

Перечни сведений составляющих военную и государственную тайну во время Великой Отечественной войны

Специально для https://istoriki.su Особое значение, имеет защита военной и государственной тайн в военный период. С началом Великой Отечественной войны, указом Президиума Верховного Совета СССР  22 июня 1941 года на территории ряда республик, краев и областей было объявлено военное положение. Война особо остро поставила вопрос о соблюдении секретности, о сохранении военной тайны, задачи сохранения которой, в связи с войной многократно усложнились. В первую очередь, с началом военных действий вводятся подготовленное на случай войны «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», которые уже на второй день войны Главлит направляет в ЦК ВКП(б)  и СНК СССР для утверждения. В итоге, по предложению Уполномоченного СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати и Начальника Главлита (далее Уполномоченный СНК СССР)  с 22 июня 1941 г. цензурными органами по всей стране был введен в действие «Перечень сведений, составляющих военную и г

Автор: Геннадий Куренков
Специально для
https://istoriki.su

Особое значение, имеет защита военной и государственной тайн в военный период. С началом Великой Отечественной войны, указом Президиума Верховного Совета СССР  22 июня 1941 года на территории ряда республик, краев и областей было объявлено военное положение. Война особо остро поставила вопрос о соблюдении секретности, о сохранении военной тайны, задачи сохранения которой, в связи с войной многократно усложнились. В первую очередь, с началом военных действий вводятся подготовленное на случай войны «Дополнения к Перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну, на военное время», которые уже на второй день войны Главлит направляет в ЦК ВКП(б)  и СНК СССР для утверждения.

В итоге, по предложению Уполномоченного СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати и Начальника Главлита (далее Уполномоченный СНК СССР)  с 22 июня 1941 г. цензурными органами по всей стране был введен в действие «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на военное время»; также были введены требования Перечня в телеграфной переписке и междугородних телефонных переговоров; запрещен вывоз за границу заводских, районных, городских, областных, краевых, республиканских газет; запрещена межрайонная и межобластная подписка внутри страны. Перед войной, был утвержден порядок, по которому перечни сведений, составляющих тайну, должны были пересматриваться каждые полгода.

В условиях войны на практике возникали как предполагаемые сведения, так и появлялись новые, не обусловленные ранее соответствующими перечнями, сведения, которые по своей сути составляют военную и государственную тайну. В военное время реагирование на возникновение данных вопросов должна была осуществляться более быстрым путем. Это осуществлялось путем оперативного принятия постановлений ЦК ВКП(б) и СНК СССР по представлению Уполномоченного СНК СССР по охране военной и государственной тайны в печати и начальника Главлита РСФСР (далее – Уполномоченный СНК СССР), а иногда приказами и циркулярными письмами Начальника Главлита, а затем претворялось в жизнь.

В связи с неблагоприятным ходом военных действий и эвакуацией в первые годы войны возникла необходимость проверки общего состояния системы обеспечения секретности в государстве в целом.  Так, начатые в 1942 - ом, в 1943 году  органами НКГБ СССР проводились проверки состояния обеспечения сохранности военной и государственной тайны на предприятиях, в учреждениях и ведомствах СССР. В итоге, 10 мая 1943 года выходит распоряжение Совнаркома СССР № 9382-рс в котором указывалось:1. Записку НКГБ СССР тов. Меркулова В. Н. о неудовлетворительном состоянии охраны государственной тайны в ряде наркоматов разослать всем наркомам. 2. Обязать наркомов навести порядок в аппаратах наркоматов, обеспечить охрану государственных тайн и о принятых мерах доложить в СНК СССР к 25 мая 1943 г. 3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на Управляющего делами СНК СССР тов. Чадаева Я. Е. Наркоматы приняли данное распоряжение к исполнению и обязаны были доложить о принятых мерах в исправлении недостатков.

Первостепенное значение в охране военной тайны в печати, радиовещании и переписке в военное время имели органы военной и военно – морской цензуры, которые были выделены из разведывательных отделов на флотах и флотилиях и преобразованы в самостоятельные отделы штабов флотов и отделений на флотилиях. Кроме ведения оперативной работы в течение войны вносились изменения и в основные нормативные документы по охране военной и государственной тайны и по мере необходимости,  проводились их переиздания, с учетом уже накопленного военного опыта.

Так, к примеру, в июле 1943 года на внесение замечаний и согласование в отдел «В» НКГБ СССР был направлен «Перечень важнейших сведений, не подлежащих передаче по радиотелефону, радиотелеграфу»
, а в декабре 1943 года Уполномоченному по защите военной и государственной тайн в печати Н. Г. Садчикову был направлен на замечания проект «Правил по сохранению военных тайн в печати Красной Армии (на военное время)», подготовленный к изданию Отделом военной цензуры Генштаба Красной Армии. Приказом Заместителя Наркома Обороны СССР от 15 февраля 1944 г. № 034 и Наркома  Военно – морского флота от 15 февраля 1944 г. № 0121 были введены в действие «Правила сохранности военной тайны в Красной Армии и ВМФ».

Постоянно в течение войны вносились изменения к разделам Перечня сведений, составляющих военную и государственную тайну…, особенно по военной технике и вооружениям, как в сторону дополнения, так и рассекречивания. Появляющаяся на фронтах новая техника и вооружения, как отечественные, так и союзников, подлежали полному или частичному засекречиванию. В данный период следует отметить и возникновение особо важного и нового направления. Так, в ходе войны Советский Союз был обеспокоен поступающими сообщениями и сведениями от разведки и других источников о попытке Германии создать атомную бомбу. Предполагалось, что такие работы также могли вестись и у наших союзников. Соответственно, информация об этом ими строго засекречивалась. В феврале 1944 г. по распоряжению Л. П. Берии был создан специальный отдел «С», в задачу которого входили сбор и обработка информации по атомной тематике. Начальником отдела был назначен П. А. Судоплатов. В связи с этим, в 1944 году в Главлите также появляются и первые документы  по вопросам защиты сведений, связанных, в той или иной степени, с атомными вопросами.

Во время войны также происходил и процесс рассекречивания, когда изменялись грифы секретности и частично или становились открытыми полностью некоторые сведения. Это, как правило, были сведения по уже известным противнику или устаревшим образцам военной техники. Продолжающаяся война вносила свои коррективы, возникали и новые сведения, требующие защиты. Данные процессы отслеживались органами государственной безопасности и органами цензуры. Материал накапливался и анализировался, и к определенному моменту наступала необходимость вносить соответствующие изменения и дополнения, как в основополагающие нормативные документы, так и в работу по защите военной и государственной тайны в целом. Главным событием в работе Уполномоченного СНК и Главлита с основными документами по защите информации за рассматриваемый период, было создание нового перечня на военное время с учетом накопленного военного опыта. В 1944 году ЦК ВКП(б) и Правительством СССР, перед органами цензуры была поставлена задача выпустить новую редакцию «Перечня…, на военное время». Так, приказом Уполномоченного СНК СССР от 8 мая 1944 г. № 10/457с для работы цензурных органов вводится в действие новый дополненный «Перечень сведений, составляющий военную и государственную тайну на военное время». Можно отметить, что это были дополнения и изменения, продиктованные трехлетней военной практикой. Это был, на тот момент, основополагающий документ для работы органов цензуры.

При этом: «Считать утратившими силу: а) «Перечень сведений, составляющий военную тайну», введенный в действие приказом № 1/с 20.01.1940 г. б) «Дополнения к перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну (на военное время)», введенные в действие приказом № 36/2010/с от 09.10.1941 г. в) «Перечень, сведений, не подлежащих оглашению в открытой печати в целях охраны политических и экономических интересов СССР», введенных в действие приказом № 20/с от 25.07.1939 и «Дополнение и изменения к нему», утвержденные 10 июля 1940 г. г)

Все приказы и циркуляры по перечисленным вопросам, изданным с 09.10.1941 г по 08.05.1944 г. за исключением циркуляра № 409с от 27.05.1942 г. и № 15/725/с от 18.05.1943 г. считать недействительными». Новый Перечень был разослан цензурным органам для руководства и исполнения в работе в июне 1944 года. В дополнение, 9 августа 1944 года, цензурным органам было направлено циркулярное письмо № 820/с, по которому из Главлитов  отзывались утратившие силу: «согласно приказа № 20/457 с от 08.06.1940 г., 1. «Перечень сведений, составляющих военную тайну» – изд. 1940 г. 2. «Перечень сведений, не подлежащих оглашению в открытой печати в целях охраны политических и экономических интересов СССР» – изд. 1939 г. 3. «Дополнения и изменения к экономическому перечню» – изд. 1940 г. 4. «Дополнения к Перечню, составляющих военную и государственную тайну на военное время» - изд. 1941 г». Фактически это был новый, но не первый перечень за время Великой Отечественной войны.

Следует отметить, что первый в военные годы перечень,  в начале войны не создавался как новый, а был разработан еще до войны и, как уже отмечалось ранее, введен в действие с 22 июня 1941 года, как «Дополнение к перечню сведений, составляющих военную и государственную тайну (на военное время)». К 1944 году, используемый на практике перечень на военное время, как таковой, представлял собой сведенный воедино пять действующих Перечней и циркулярных указаний за 1943 год. Новый, майский перечень 1944 года, включающий в себя и все указания по цензуре за войну,  состоял из основного текста перечня и трех приложений;
1-е приложение: «Перечень соединений, частей и учреждений Красной Армии о составе и организации которых разрешается упоминать в печати»,
2-е приложение: «Перечень вооружений и военной техники Красной Армии, разрешенных к открытому опубликованию в печати: упоминание названий, марок, калибров, полное техническое описание, тактико-технические данные, применение» (все ограничения оговорены), Появилось и новое (Приложение № 3. Перечень вооружения и инженерной техники Красной армии, сведения о которых разрешается опубликовывать с ограничениями, указанными ниже).

Также повторялись как приложение (Приложение № 4) извлечения из Уголовного кодекса в редакции 1926 г. с изменениями на 01.06.1942 г., в котором, по Указу Президиума Верховного Совета СССР об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну, следовало: «1.…срок до 5 лет, если действия по своему характеру не влекут за собой по закону более тяжкого наказания…тяжелые последствия…караются лишением свободы сроком до 10 лет. 2.    Разглашение частными лицами сведений…срок до 3 лет…(без тяжких последствий).  3. Дела о преступлениях, предусмотренных настоящим указом, подсудны военным трибуналам. Использование нового перечня заметно облегчало работу по охране военной и государственной тайны в стране в военный период.

Естественно, после окончания Великой Отечественной войны встал вопрос об отмене перечня на военное время, но циркулярным письмом Уполномоченного Н. Г. Садчикова от 31 мая 1945 г. № 11/491с всем начальникам крайобллитов было указано: «Впредь до моего разрешения остается в силе ныне действующий «Перечень на военное время». На наш взгляд, это было связано с уже принятым на Ялтинской конференции обязательством СССР вступить в войну против Японии. Только после окончания военных действий на Дальнем Востоке «Перечень сведений, составляющих военную и государственную тайну на военное время» – издания 1944 года,был отменен приказом Уполномоченного СНК СССР 6 октября 1945 г. (№ 31/978/с параграф 2). Но следует отметить, что решение о подготовке перечня на мирное время было принято уже в мае 1945 года. В письме Уполномоченного СНК СССР Н. Г. Садчикова от 11 мая 1945 г. № 11/545 в Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б)  Г. Ф. Александрову отмечалось: «В связи с переходом на мирное время возникает необходимость пересмотра основного документа цензуры…Проект Перечня на мирное время после согласования с ГШ КА, ГМШ ВМФ и НКГБ будет вначале второй половины мая представлен на Ваше рассмотрение…Прошу разрешить провести совещание начальников крайобллитов в количестве 120 человек в конце июня 1945 г. со следующей повесткой дня: 1. Итоги работы цензуры в период Великой Отечественной войны и задачи в условиях мирного развития. 2. Задачи цензуры в области политического контроля печати. 3. Перечень мирного времени». К этому времени был подготовлен проект и макет «Перечня сведений, составляющих военную и государственную тайну на мирное время» с приложениями. При этом отмечалось, что запрещения, предусмотренные перечнем, не распространялись на официальные правительственные материалы, публикуемые в «Правде», «Известиях», «Ведомостях Президиума Верховного Совета СССР» или передаваемых в сообщениях ТАСС. Следует отметить, что в проект перечня были внесены (т. е. засекречивались) сведениях о Великой Отечественной войне. В мае – июне 1945 года проект был направлен в ЦК ВКП(б), а также в НКГБ СССР, от которого не имел замечаний.

В конечном итоге, основное содержание перечня на мирное время включало в себя главы:
I. Материалы о Великой Отечественной войне.
II. Численность и организация Красной армии и ВМФ.
III. Дислокация.
IV. Боевая подготовка.
V. Боевая техника.
VI. Пограничные и внутренние войска НКВД.
VII. Мобилизация и оперативные планы.
VIII. Дисциплина и политико-моральное состояние Красной Армии и ВМФ.
IX. Материальное и финансовое обеспечение Красной армии и ВМФ.
X. Пути сообщения:
а) железная дорога;
б) водные пути;
в) шоссейные и грунтовые дороги;
г) северный морской путь; гражданский и воздушный флот.
XI. Связь.
XII. Военно-санитарное дело и здравоохранение.
XIII. Вопросы ветеринарии.
XIV. Военное и гражданское строительство.
XV. Организации, содействующие обороне страны.
XVI. Геодезия, топография и аэросъемки.
XVII. Картография.
XVIII. Геология.
XIX. Метеорология.
XX. Гидрология и гидрография суши.
XXI. Морская гидрометеорология.
XXII. Земной магнетизм.
XXIII. Внешняя политика. 
XXIV. Внешняя торговля.  
XXV. Вопросы экономики и промышленности.
А. Промышленность.
Б. Металлы, редкие элементы и полезные ископаемые.
В. Сельское хозяйство.
Г. Финансы.
XXVI. Вопросы техники и производства.
XXVII. Разное.

При использовании в работе перечня цензорам указывалось что: «…Разрешая в печать материал, он (цензор) должен учитывать, не содержится ли в нем таких сведений (даже косвенным путем), которые могут оказаться полезными для врага и тем самым причинить ущерб обороноспособности СССР». «Не оказаться полезным для врага» - это было и главным моральным мерилом и, в тоже время, государственной ответственностью, которая, в свою очередь,юридически подкреплялась и соответствующими статьями Уголовных кодексов союзных республик. Окончательно перечень на мирное время был выслан Главлитом в  Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) 6 декабря 1945 г.

Таким образом, можно отметит, что в годы войны, заинтересованными структурами, такими как Уполномоченный СНК СССР по охране военных и государственных тайн в печати (Начальник Главлита), НКГБ СССР и др., шел процесс довольно активной доработки или составления новых основных нормативных документов по защите секретной информации – «Перечней сведений, составляющих военную и государственную тайну в военное время», а после ее окончания «Перечней сведений, составляющих военную и государственную тайну на мирное время».

______________________________

ГА РФ, ф. Р-9425,  оп.1, д. 24

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 39

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 195

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1,  д. 196

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 203

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1,         д. 302

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 303

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 304

ГА РФ, ф. Р-9425, оп.1, д. 305

Куренков Г. А. Защита военной и государственной тайны. Главлит во время Великой Отечественной войны. М.: АМРО-XXI, 2019

Широкорад А. Б. Великая контрибуция. Что СССР получил после войны. М.: Вече, 2015

Кстати, все актуальные публикации Клуба КЛИО теперь в WhatsApp и Telegram: подписывайтесь и будете в курсе.