Найти в Дзене
Александрина Йоост

До сих пор помню тот душевный трепет, когда впервые вошла во МХАТ

Это было уже давно, в 1975 году. Мы с подружкой прилетели в Москву на первые зимние студенческие каникулы к родственникам. И надо же такому случиться, что прямо в этот вечер меня повели во МХАТ на спектакль "Кола Брюньон". Я ужасно смущалась, ведь тетушка забраковала мое "театральное" платье и нарядила меня в брюки со свитером. Но это так, мелочи. Там действительно оказалась разношерстная публика, которая была достаточно просто и весьма обыденно одета. Зато роскошный золотистый занавес с чайкой, его внутреннее убранство восхищали молоденькую студентку-провинциалку и заставляли трепетать. Я была ужасно уставшей, все-таки зимний перелет, вечер, эмоции. Потому спектакль показался мне скучноватым. В перерыве мы пошли в буфет и ели бутерброды с красной рыбой. Мой кусок рыбы оказался с косточкой, но я была настолько зажата в своей провинциальности, что от стеснения и эмоций, так и продержала эту косточку до конца спектакля во рту. Стеснялась ее достать и выбросить, тем самым осквернить этот храм искусства. Вот такие трепетные воспоминания хранятся в моей памяти по сей день.

То, что сегодня я слышу о МХАТЕ - не возможно описать никакими словами. Если сказать коротко - то театр практически похоронили. Его больше нет. О каком трепете можно говорить, когда на сцену вытащили знаменитую проститутку, не отрицая ее никчемность и не скрывая, что она нужна как манок, чтобы заполнить зал ее поклонниками и тем самым, увеличить кассовый сбор. Сам по себе спектакль никого не интересовал. Не помогло даже имя Сталин, о котором собственно и был этот спектакль, и которое очень неоднозначно воспринимается гражданами нашей страны. Весь шум и ажиотаж были основаны на участии в спектакле женщины из самой низшей категории граждан, без актерского образования, без голосовых данных, без воспитания и понятия о порядочности и культуре, которая собственно играла здесь роль товара, на котором ленивые работники театра тупо решили заработать. На этом театр умер.

Что с того, что они заработали денег? Теперь это уже не МХАТ , а площадка имени инстаграмщицы Бузовой, которая расширяет свои границы. Теперь храм культуры отдан на растерзание оголтелой толпе, слепо поклоняющейся лживым кумирам, абсолютно далеким даже от такого понятия "культура". Ну да, сегодня существуют театры для избранных. Особенно в Москве. Но, простите, у меня язык не поворачивается назвать пришедших на этот спектакль избранными. На мой взгляд, это скорей изгои. Люди с филологическим образованием смогут дать правильное определение этим зрителям, но это точно не я, не мои друзья, не мои дети и внуки. И не мои московские родственники и наше общее окружение. Нет среди нас фанатов "Дома-2". Да и 150 тыс. на входной билет у нас тоже нет. Мне с пенсией 15 тыс. надо год не есть, не пить, не платить по счетам, фактически вообще не жить. Да и тем, кто работает с утра до вечера, вряд-ли по карману такая цена на билет. Да оно того разве стоит? В общем МХАТ из храма искусств превратился в ведьмин шабаш, где летают на метлах и жгут костры из денежных купюр. Булгаков тут отдыхает. Прощай, МХАТ! И горячий привет министерству какой-никакой культуры.