Чтобы из доски и камня сделать простейшие качели, надо доску положить на камень серединой. Именно середина даст устройству равновесие. Так и во всем. Человечество в погоне за благами цивилизации, в десятки, сотни раз превышающими средний уровень, забывает о самом этом среднем уровне, не понимая, насколько это опасно.
Только ленивый не упрекнул Советский Союз в уравниловке. А разве плохо, что в огромной стране не было нищих, что пенсии ненамного отставали от зарплат, что доступ к медицинскому и санаторному лечению был у всех. Да и не было уж совсем уравниловки. Те, кто много и упорно работал, могли позволить себе все-таки намного больше, чем пьющие лодыри. Зарплата руководителя предприятия была примерно в два раза больше, чем у руководителя среднего звена, а та, в свою очередь, раза в полтора превышала зарплату рядового. Была и более дробная градация, которая отражала стаж работы, квалификацию, образование и закреплялась Единой тарифной сеткой. Все было понятно и прозрачно. Хочешь больше получать - учись, строй карьеру или иди на тяжелый, но производительный труд. Рабочие на вредном производстве получали иной раз больше, чем директор НИИ. Вся эта система, конечно не была абсолютно совершенной, но в ней была справедливость и устойчивость. Устойчивость и общества, и экономики.
Сейчас тарифная сетка отменена, введена так называемая рейтинговая оплата труда. В результате директор предприятия, даже бюджетного, получает в 10-15 раз (и более) больше, чем самый квалифицированный работник этого же предприятия. Ибо есть условие - зарплата руководителя предприятия не должна превышать трехкратную величину оплаты труда самого высокооплачиваемого работника. Что делает директор? Правильно! Назначает замам зарплату по 100 000, себе, соответственно, 300 000, а работники у него сидят на 20 000. Вот и вся арифметика. Это в провинции. В столицах доходы руководителей корпораций измеряются уже миллионами деревянных, а вот рядовых - в лучшем случае составляют 60-90 косарей. Так что разрыв даже увеличивается.
И ведь дело не только в зарплате. Наука не была сосредоточена в одном элитном центре. НИИ работали по всей стране, размещались в зависимости от природных условий и промышленной специализации регионов. И ведь бОльшая часть научных открытий принадлежала именно переферийным НИИ, крепким середнячкам научного мира.
Один мой знакомый, преподаватель вуза, как-то пожаловался: "Знаешь, мы раньше выпускали с потока одного-трех краснодипломников-суперов, которые шли в науку, пять-шесть лодырей, избежавших отчисления троечников, судьба которых была туманна, и массу середняков, крепких специалистов, которые, собственно, и составляли кадровую основу нашей экономики. А теперь мы выпускаем с потока одного (!) супера и непонятную массу недоучек, из которых хорошо, если трех-четырех доведут до ума на производстве". Причин тут много. Тут и ЕГЭ, натаскивающее детей на готовые шаблоны ответов и разучивающее их мыслить, и деградирующая вузовская программа, и нищенские оклады преподавателей, вымывающие талантливых людей из образования, и воспитание в семьях, и платное образование (которое в народе уже называют "приобретением диплома в рассрочку"). Но суть все та же - исчезает середина. Более или менее приличное образование можно получить в элитных вузах - МГУ, МГИМО и прочих столичных "монстрах". Но ведь этого катастрофически мало, учитывая, что туда поступают, в основном, детишки элиты, и, соответственно, мало кто из них будет работать по специальности, да и рано или поздно они уедут из страны туда, где у папы виллы и второе гражданство.
Ковидный кризис добивает не только в стране, но и в мировом масштабе средний бизнес. Да и вообще средний класс как таковой. И практически нигде не работает антимонопольное законодательство. А ведь только наличие мелкого и вырастающего из него среднего бизнеса может удержать рынок от провала в бесконтрольную власть правящего класса и международных корпораций-монополий и, соответственно, от фашизма, Ведь, как ни назови резкое расслоение населения и разделение его на "власть имеющих и тварей дрожащих" (слова не мои - Раскольников, Достоевский), а суть одна - конец хваленой демократии, начало сегрегации, а далее - фашизм.
Умные люди даже на Западе начинают понимать, что Союз был залогом сохранения человечности в мире, просто потому, что одним своим существованием не давал наглеть и западным владельцам заводов, газет, пароходов. Боялись они того, что недокормленные и угнетенные работники могут "захотеть повторить" опыт социалистов, вот и прикармливали их. Нет Союза - нет сдерживающего фактора.
Был такой замечательный русский писатель Иван Ефремов. И написал он много чего. В том числе рассказ "Лезвие бритвы". Рассказ, как и все фантастические произведения Ефремова, многоплановый и философский. Но мне глубоко симпатична основная его мысль, отраженная в названии: гармония, все истинное, великое, прекрасное существует между двумя крайностями, и оно тонко, как лезвие бритвы. Не будет этой середины, не будет и мира.
Потому что именно середина - наиболее устойчивая часть любого предмета (прошу не придираться физиков, я не о сложных формах и условиях, а тоже о среднем случае).
Вот эту "золотую середину" и теряет стремительно человечество.
Сумеет оно одуматься, поймет, что система, не имеющая середины, нежизнеспособна, начнет выравнивать законодательным путем общество - выживет. Нет - значит, разделится окончательно на элитный мир, изолированный от остального загаженного, униженного мира. Только ведь это не надолго. Загаженный, униженный и потерявший человеческое лицо хаос рано или поздно уничтожит красивый элитный суррогат рая. Процессы такие в истории уже были (уничтожение Древнего Рима варварами), но они не были столь масштабны.
Остается надеяться на чудо, оставшийся здравый смысл и, конечно, на Бога.