Типичные многоэтажки выстроились в затейливый рисунок из «звездочек» и «дуг». Как так получилось?
Эту достопримечательность района Бирюлёво Западное тяжело заметить сразу. Чтобы ее разглядеть отчетливо и ясно, придется подняться на высоту птичьего полета или же (что проще) открыть Яндекс.Карты, найти на них нужный район и переключиться на режим «спутник». В фокусе внимания мгновенно окажутся микрорайоны 4, 5 и 6 – вернее, причудливый ансамбль местных многоэтажек. Панельки здесь выстроились в виде долгих дуг и пятиконечных звезд.
«Снизу» оценить размах планировки тоже можно. Длинные дома (на самом деле – прижатые вплотную несколько корпусов) бирюлевцы называют по-разному. Дом 1 на Харьковской улице с его пятью корпусами и 20 подъездами стал «Китайской стеной». И неслучайно, ведь в длину этот горизонтальный небоскреб достигает почти 500 метров. Неподалеку от него, в Булатниковском проезде, стоит «Шанхай». Он короче, но все равно впечатляет размерами: четыре корпуса, 16 подъездов и 400 метров в длину. Другой народный топоним для длинных домов – «горбатые» – возник благодаря их изогнутой форме.
На этом оригинальная застройка Бирюлёва Западного не заканчивается. В районе есть свои «звезды»: пять панелек, обращенные торцами к круглой площади, сверху напоминают лучи небесного светила. Таких комплексов-«звездочек» тут два: в Булатниковском проезде и на Медынской улице.
Завершают архитектурный ансамбль панельки в 5 микрорайоне, прозванные в народе «Ромашкой» за характерный рисунок домов-«лепестков».
Панельная застройка развернулась в Бирюлёве Западном в 70-е годы прошлого века, когда частные дома пристанционного поселка стали сносить в угоду типовым многоэтажкам. Эта гигантская стройплощадка даже попала в кино: в комедии «Три дня в Москве» (реж. Алексей Коренев, 1974 год), в сцене, где главные герои приезжают в гости к «бабушке», можно увидеть новенькие панельки на Харьковской и Булатниковской улицах.
Дома в Бирюлёве возводили быстро, но поэтапно, поэтому первым жильцам приходилось терпеливо мириться со всеми неудобствами скоростного индустриального строительства.
«Был один интересный случай, связанный с «горбатым» домом [ул. Харьковская, д. 1, к. 1 - 5], – вспоминает жительница района и краевед Елена Прохорова. – Когда построили и сдали в эксплуатацию предпоследнюю секцию, жильцы, которые уже занимались ремонтом своих квартир, вдруг обнаружили, что дом хоть и построили, а вот канализацию к нему не подвели. Пришлось срочно вызывать дорогую технику и все перекапывать, чтобы подключить поскорей здание к коммуникациям».
К концу десятилетия рисунок микрорайонов из «звездочек» и «дуг» сформировался окончательно. Увы, доподлинно неизвестно, кто из советских архитекторов стал автором этой застройки и были ли в ней зашифрованы какие-либо образы. Любопытно, однако, что примерно в это же время проектировался и строился экспериментальный район по соседству с Бирюлёво – знаменитое Северное Чертаново. Все дело в том, что в те годы в Москве стали замечать, каким однообразным становится город, заполоненный типовыми панельками, – и в Чертанове как раз стремились создать оригинальный архитектурный ансамбль в духе нового времени.
«Предположительно, застройка района Бирюлёво Западное также входила в программу возведения ЭЖР [экспериментальный жилой район «Северное Чертаново»], так как вместе с Чертаново она относилась к Советскому району Москвы и находилась в непосредственной близости от застраиваемого Северного Чертанова, – считает Сергей Клычков, начальник Сектора историко-культурных исследований Института Генплана Москвы. – Отсюда, вероятно, такие интересные планировочные решения».
Архитектурная пресса в начале 70-х годов уделяла много внимания как раз Северному Чертаново, а вот Бирюлёво Западное по каким-то причинам обходила стороной. Тем не менее, очевидно, что ансамбль района тоже получился достаточно оригинальным: неслучайно дома-«звезды» попали на карту достопримечательностей столицы 1976 года. Бирюлёвские микрорайоны соседствовали на этом плане со старинными московскими усадьбами, сталинскими высотками и Кремлем.
Первые жильцы переехали в новые микрорайоны практически сразу: сюда переселились и местные, и люди из соседних деревень (например, из Анино), и так называемые «лимитчики».
«Жители Бирюлёва были интересны тем, что среди них были разные сословия: и рабочие ЗИЛа, и сотрудники Кремля, и ученые, и военные, – вспоминает житель Бирюлёва Западного Роман Илленко. – И все 150 000 человек уживались вместе большой дружной семьей».