Найти тему
Промышленный турист

Нашли в лесу огромную, но заброшенную бумажную фабрику. Масштаб впечатляет. Это в России 😵🌲🏭

Карелия исключительно место, где на относительно небольшой площади есть множество интересных объектов. Рай для «промышленного археолога». Сегодня в выпуске расскажу про место живописное и красивое.

Руины Завода Леппякоски в Харлу — это просто космос. Жаль только увидеть и оценить всю мощь можно только с воздуха.

История этого места такова. В середине 19-го века спрос на печатные издания стал очень высоким и нужно было найти дешёвый материал из которого можно было производить бумагу. Такой материал нашли в волокнах елового и соснового дерева. На тот момент, эти территории принадлежали Финляндии и леса тут было в избытке.

Мало того, тут было относительно просто добыть энергию (я про водопады) и рабочей силы было в изобилии.

-3

И вот в 1893 году Вальдемар фон Френкель построил у порога реки Леппякоски огромный (по тем временам) и технологичный завод. Завод выпускал упаковочную бумагу, картон, газетную бумагу.

Предприятие было успешное и прибыльное и вскоре объем производства составил 6000 т. в год. Завод поставлял продукцию в Санкт-Петербург, Москву, Одессу, Самару, Нижний.

-5

Уже к 1925 году на фабрике трудилось 300 человек (рабочих), 20 служащих, 1200 лесорубов.

-6

Рядом с фабрикой на речном пороге была пристроена небольшая гидроэлектростанция, которая вырабатывала электроэнергию для фабрики.

-7

Что интересно, точная дата пуска ГЭС неизвестна, но по сей день на станции есть рабочее оборудование которое изготовоили в 1903 году.

-8

Жаль, что попасть внутрь нельзя, объект стратегический и находится под охраной. Зато можно постоять на плотине и поглазеть на буйство реки Янисйоки.

-9

Потом случилась русско-финская война, фабрику у финнов отжали и стала фабрика работать на благо СССР. Но грянула перестройка и производство обанкротилось, деятельность остановилась и Завод в Леппякоски канул в небытие, оставив после себя огромные и живописные руины.

-10

Ирония истории в том, что завод поглощающий и перерабатывающий лес, был сам переработан лесом.

Координаты. До посёлка есть разбитая асфальтированная дорога с грейдерными вставками.

Отворотка к фабрике.

Вид на фабрику с плотины.

Живописный вид на реку.

-11

В Европе такие огромные руины, как правило реставрируют и включают в туристический маршрут, который называется Индустриальное наследие (Industrial heritage). В маршрут входят старые фабрики, заводы, мосты, карьеры. До пандемии я ездил по этому маршруту и был очень впечатлён увиденным и тем, как бережно европейцы сохраняют свое наследие.