Карелия исключительно место, где на относительно небольшой площади есть множество интересных объектов. Рай для «промышленного археолога». Сегодня в выпуске расскажу про место живописное и красивое.
Руины Завода Леппякоски в Харлу — это просто космос. Жаль только увидеть и оценить всю мощь можно только с воздуха.
История этого места такова. В середине 19-го века спрос на печатные издания стал очень высоким и нужно было найти дешёвый материал из которого можно было производить бумагу. Такой материал нашли в волокнах елового и соснового дерева. На тот момент, эти территории принадлежали Финляндии и леса тут было в избытке.
Мало того, тут было относительно просто добыть энергию (я про водопады) и рабочей силы было в изобилии.
И вот в 1893 году Вальдемар фон Френкель построил у порога реки Леппякоски огромный (по тем временам) и технологичный завод. Завод выпускал упаковочную бумагу, картон, газетную бумагу.
Предприятие было успешное и прибыльное и вскоре объем производства составил 6000 т. в год. Завод поставлял продукцию в Санкт-Петербург, Москву, Одессу, Самару, Нижний.
Уже к 1925 году на фабрике трудилось 300 человек (рабочих), 20 служащих, 1200 лесорубов.
Рядом с фабрикой на речном пороге была пристроена небольшая гидроэлектростанция, которая вырабатывала электроэнергию для фабрики.
Что интересно, точная дата пуска ГЭС неизвестна, но по сей день на станции есть рабочее оборудование которое изготовоили в 1903 году.
Жаль, что попасть внутрь нельзя, объект стратегический и находится под охраной. Зато можно постоять на плотине и поглазеть на буйство реки Янисйоки.
Потом случилась русско-финская война, фабрику у финнов отжали и стала фабрика работать на благо СССР. Но грянула перестройка и производство обанкротилось, деятельность остановилась и Завод в Леппякоски канул в небытие, оставив после себя огромные и живописные руины.
Ирония истории в том, что завод поглощающий и перерабатывающий лес, был сам переработан лесом.
Координаты. До посёлка есть разбитая асфальтированная дорога с грейдерными вставками.
В Европе такие огромные руины, как правило реставрируют и включают в туристический маршрут, который называется Индустриальное наследие (Industrial heritage). В маршрут входят старые фабрики, заводы, мосты, карьеры. До пандемии я ездил по этому маршруту и был очень впечатлён увиденным и тем, как бережно европейцы сохраняют свое наследие.