Найти в Дзене
Андрей  Паровоз

По железной дороге вокруг Ладоги за один день. Часть первая

Да, такое нынче легко провернуть. Причем в любой день, как по часовой стрелке, так и против, если это принципиально.

Но единственный вариант без экстремально раннего отъезда и поездкой на вокзал на такси (такси - это зло, вы же знаете мою позицию 😁) - это старт в выходной день по часовой, ласточкой до Сортавалы.

Поездка вышла довольно спонтанной, ибо о возобновлении после многолетнего перерыва пассажирских перевозок по известной в кругах любителей железных дорог линии Янисъярви - Лодейное Поле я совершенно был не в курсе до последнего момента, ну и, собственно, как узнал, так и рванул, на второй день движения по ней. Именно благодаря этой линии и стало возможно обогнуть Ладожское озеро в столь сжатые сроки.

Стартанул в начале восьмого утра на маршрутке. Все четко в рамках дозволенного - никаких автомобилей, только общественный транспорт.
Стартанул в начале восьмого утра на маршрутке. Все четко в рамках дозволенного - никаких автомобилей, только общественный транспорт.

Именно по выходным дням до Сортавалы к уже двум имеющимся добавляется еще одна ласточка, время отправления у которой явно более человеческое, нежели ежедневные 6.15. Да еще и идет она более прямым, но нетипичным для этого направления маршрутом - через Приозерск.

И тут, внезапно, лайфхак.

-2

Именно так. Благодаря тому, что Мурино все-таки не часть Санкт-Петербурга, а вышеуказанная ласточка делает в этом городе остановку (метро Девяткино), то ничего не мешает нам купить билеты именно отсюда, благо что добраться до этого самого Мурино не составляет труда. 90 рублей профит, однако. Хватит на 🍺, а если вы олдовый, то и на🍻.

Западное Мурино летним воскресным утром. В текстах Варламова про этого город наиболее часто встречаются слова "г...но" и "п...дец"
Западное Мурино летним воскресным утром. В текстах Варламова про этого город наиболее часто встречаются слова "г...но" и "п...дец"
Вид на Восточное Мурино с жд платформы Девяткино. Интересно, что два микрорайона этого города довольно посредственно связаны между собой и имеют совершенно разные транспортные проблемы.
Вид на Восточное Мурино с жд платформы Девяткино. Интересно, что два микрорайона этого города довольно посредственно связаны между собой и имеют совершенно разные транспортные проблемы.

Немножко накачу бочку на РЖД, а то в последнее время я их слишком много хвалю. Надо бы им немного внести ясность простым людям, как отличать пригородные поезда от ПДСов. Раскрасить что-ли по другому. Бабуле с тележкой, едущей на свои законные шесть соток на какой-то там безымянный километр, "где все поезда всегда останавливаются", довольно сложно понять, почему на одной ласточке можно, а на другой нельзя. Тем более что этот поезд, про который я сейчас веду речь, конкретно на станции Девяткино вообще никак не обозначен ни в расписании, ни на табло. И объявили его один всего раз с помощью невнятного бормотания, которое никто не разобрал. В итоге когда ласточка подъехала в нее ожидаемо стали ломиться все, и проводникам стоило большого труда отстоять свои ворота, хотя многие пассажиры так и остались в недоумении, почему так а не иначе.

Ласточка сообщением  Санкт-Петербург - Сортавала подъезжает к станции Девяткино
Ласточка сообщением Санкт-Петербург - Сортавала подъезжает к станции Девяткино

Народу было не сказать чтобы много - половина примерно от максимальной вместимости. Все таки с этого поезда на знаменитый Рускеальский экспресс никак не успеть.

Ну а за окном проносился классический карельский перешеек. Все таки нашу родную природу я не на что не променяю. Красота.

Кавголовское озеро
Кавголовское озеро
Лосевские пороги. На переднем плане новый жд мост ветки Лосево - Каменногорск, пассажирское движение отсутствует.
Лосевские пороги. На переднем плане новый жд мост ветки Лосево - Каменногорск, пассажирское движение отсутствует.
Наверху станция Лосево-2. Для чего она построена, не совсем понятно - пассажирского движения по этой линии на Каменногорск нет и не планируется
Наверху станция Лосево-2. Для чего она построена, не совсем понятно - пассажирского движения по этой линии на Каменногорск нет и не планируется

Двухпутная линия ушла налево, мы же после Лосево продолжили движение по единственному пути.

-9
Бесконечные озера Карельского перешейка
Бесконечные озера Карельского перешейка

В Приозерске народу еще поубавилось, и еще минут через двадцать мы прибыли на самую границу Ленинградской области - поселок Кузнечное. Я никогда здесь не был и оказался удивлен отсутствием возможности отстоя электропоездов - именно Кузнечное является самой дальней точкой этого направления, до которого можно доехать на пригородном из Петербурга. Здесь же, при наличии путевого развития, свободным был лишь один путь.

-11
-12
Электрификация здесь заканчивается, поэтому к поезду цепляют тепловоз.
Электрификация здесь заканчивается, поэтому к поезду цепляют тепловоз.

Железная дорога Санкт-Петербург - Хийтола, по которой я еду, построена финнами в непростом 1917 году, и почти сразу же превратилась в два несвязанных участка - государственная граница южнее Рауту (ныне Сосново) разорвала единую постройку пополам, и с советской стороны на долгие годы конечной станцией стало Лемболово. Ну а по итогам советско-финской войны все северное Приладожье отошло к стране советов, и пассажирские поезда в направлении Сортавалы пошли практически сразу после ВОВ. Провода до Кузнечного дотянули в 1976, и этот довольно небольшой населенный пункт быстро стал популярен у всякого рода любителей сплавиться по реке или полазить по скалам, благо электропоездов тут не так уж и мало.

Ну а дальше пассажирское движение вялое - медленный и олдовый поезд до Костомукши дважды в неделю, так же ходящая не каждый день местная "кукушка" Кузнечное - Сортавала, да эта самая ласточка по выходным.

Пейзажи за окном сугубо карельские, что и не удивительно - мы как раз в эту республику и въехали практически сразу после Кузнечного.

Граница Лен Области и Карелии. Ну, примерно
Граница Лен Области и Карелии. Ну, примерно
-15
-16
Старая карельская дорога Выборг - Йоенсуу, построенная в 1894 году. Именно отсюда, от станции Хийтола, началось строительство проезжаемой линии.
Старая карельская дорога Выборг - Йоенсуу, построенная в 1894 году. Именно отсюда, от станции Хийтола, началось строительство проезжаемой линии.
Для колорита монитор в ласточке вдруг решил напомнить нам, на каком языке разговаривали здесь большую часть истории.
Для колорита монитор в ласточке вдруг решил напомнить нам, на каком языке разговаривали здесь большую часть истории.
Дежурная по станции Хийтола передает читателям пламенный привет.
Дежурная по станции Хийтола передает читателям пламенный привет.

Прибыл в Сортавалу. Об этом городе у меня есть тут, а еще вот здесь.

-20

На сегодня у меня все, закольцуем маршрут в следующий раз.

Не сидите дома, там нет ничего интересного.