Найти тему
Природа и не только

Почему платиновую розу с 1466 бриллиантами СССР отказался продать международной корпорации

Оглавление

Большие деньги предлагала крупная алмазодобывающая компания за изделие, выполненное советским ювелиром Алмазного фонда. "Роза" чрезвычайно хороша. Цветок розы из почти полутора тысяч якутских бриллиантов, прикреплён пружинкой-трясулькой к остову из платины. Вибрирует при малейшем дуновении, сверкает гранями и искрится.

Работа высочайшего класса выполнена филигранно. Почему же СССР не продал изделие?

Брошь "Роза"
Брошь "Роза"

В 1960-х г при Гохране СССР была создана экспериментальная мастерская, куда входили мастера ювелирного дела очень высокого уровня. Возглавлял мастерскую потомственный ювелир Владимир Ситников. Специалисты занимались реставрацией и изготовлением ювелирных изделий.

В наше время любой посетитель может увидеть около ста работ в стиле 19 века, выполненных советскими ювелирами из экспериментальной мастерской. Выдающимся произведением искусства считается "Роза" Виктора Николаева.

Аукционный дом "Сотбис" назвал розу одним из ценнейших ювелирных изделий мира

В. В. Николаев с императорской короной; "Роза"
В. В. Николаев с императорской короной; "Роза"

Виктор Владимирович Николаев - ювелир мирового уровня - создал ряд произведений ювелирного искусства для Алмазного фонда. Участвовал в реставрации императорской короны.

Он единственный мастер из лаборатории Гохрана СССР, который имел право поставить на изделии собственное именное клеймо "Н.В."

Диадема "Русское поле". Москва 1980 г. Автор В. Николаев. Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин. Платина, золото, серебро, бриллианты. Фото www.gokhran.ru
Диадема "Русское поле". Москва 1980 г. Автор В. Николаев. Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин. Платина, золото, серебро, бриллианты. Фото www.gokhran.ru

Виктора обуревали творческие муки. Он хотел выполнить брошь из бриллиантов в виде розы. Что-то похожее на украшение последней императрицы Александры Фёдоровны. Но брошь не должна быть копией. Автор искал этот образ - его розы, единственной и неповторимой. И не находил. Коллеги приносили Виктору букеты. Может среди них будет цветок, что вдохновит художника?

Но всё напрасно. Всё не то! Пока однажды Виктор не увидел свой будущий шедевр. Это была роза, оставленная на лавочке в городском парке. Вот она - его роза! Теперь можно приступать к работе.

Диадема "Русская красавица". Москва 1987 г. Автор В. Николаев. Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин. Платина, золото, серебро, бриллианты. 25 культивированных жемчужин. Фото www.gokhran.ru
Диадема "Русская красавица". Москва 1987 г. Автор В. Николаев. Ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин. Платина, золото, серебро, бриллианты. 25 культивированных жемчужин. Фото www.gokhran.ru

Из рук мастера вышло чудесное по красоте и невероятное по стоимости ювелирное изделие

Работа была закончена в начале в 1970 г. Размер броши немаленький - 10×15 см. А вес 222,11 г. В платиновой оправе закреплены 1466 крошечных бриллиантов. В 1990 г. Алмазному фонду поступило предложение от "крупной иностранной фирмы, связанной с торговлей бриллиантами" о покупке "розы".

Брошь "Роза". Автор В. Николаев
Брошь "Роза". Автор В. Николаев

Алмазный фонд не афишировал имя покупателя, но есть предположение, что это была международная корпорация по добыче и обработке алмазов "Де Бирс".

По слухам, корпорации так понравилась роза, что они хотели сделать её своей эмблемой. Готовы были потратить большую сумму. Но сделка не состоялась. СССР отказал покупателю, сообщив, что изделие не продаётся, так как выполнено к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Я думаю, это очень хорошо, что розу тогда не продали.

Марки СССР с изображением экспонатов Алмазного фонда
Марки СССР с изображением экспонатов Алмазного фонда

Ия Тарасенко. Читайте также: 1. Куда подевался российский Малахит. Почему теперь его приходится покупать в Африке; 2. «Тут у меня завалялось кое-что. Может, сгодится?». Как крупнейший алмаз Индии стал достоянием России