Найти в Дзене
Божественные комедии

"Сита и Рама". 128-130 серии. Суд мудрецов

Лакшмана орет на брата, угрожая убийством. Бхарата, заливаясь слезами, умоляет позволить последний раз увидеть Раму и коснуться его стоп, а потом ладно, убивай... До Лакшманы наконец-то доходит, как он был не прав. Все рыдают и извиняются.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Уже не сомневаясь, Лакшмана приводит Бхарату и Шатругхану в ашрам Рамы. Тот, мигом заценив убитые лица младших братьев и дикий взгляд Лакшманы, даже не здороваясь, спрашивает, что стряслось. Те стоят в слезах и молчат, не зная, как сказать о несчастье. Обняв братьев, Рама смотрит вперед меж их голов, и видит цариц, входящих в ворота в белых вдовьих одеяниях. Объяснять уже ничего не нужно. Рама плачет. Сита смотрит округлившимися глазами - она тоже поняла... Снято изумительно. Никаких любимых индийским кинематографом показательных истерик, а смотреть больно.

Рама не железный - видно, что в какой-то момент ему хочется просто сбежать и спрятаться, он останавливается, наткнувшись на взгляд Ситы: нельзя, ты здесь - ось, сорвешься - и будет та самая коллективная истерика с воплями и воем. И Рама держится - держа своей стойкостью всех. Даже когда мать принимается рассказывать, как Дашаратха до последнего вздоха звал сына (могла бы и промолчать, хватит в семье и Бхараты с бешеным комплексом вины).

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наконец Васиштха, всегда помня о деле, вручает Раме урну с прахом царя. Развеивая прах Дашаратхи над водами, Рама мысленно клянется исполнить все мечты и завершить все начинания отца. Вот только как насчет того, что главной мечтой Дашаратхи было возвращение Рамы в Айодхью?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

После обряда Рама сидит в хижине один. Где остальные - непонятно, но возможно, до Васиштхи или кого-то из цариц дошло, что его стоит хоть на время оставить в покое. Раме вновь вспоминается старый детский кошмар с метеоритами, пожаром и цунами и он делится с пришедшей утешать мужа Ситой. Сита прекрасно все понимает, она скажет все слова, способные хоть как-то утешить и не станет просить его не скорбеть... но добродетельное семейство ждет снаружи. Так что, Рама, соберись и выходи к ним. Руку замотай накидкой, чтоб не заметили, что ты ее прикусывал, чтоб не взвыть...

Бхарата тут же выкладывает свое главное прошение: Рама, возвращайся! Увы. Рама настроен решительно. Он дал обещание. И исполнит. Традиции династии Рагху и дхарма не будут посрамлены. Бхарата в ответ резонно спрашивает, что это за дхрама такая, из-за которой должно страдать целое царство. И что с дхармой царя? Как раз по традиции династии Рама и должен занять трон. Принц на коленях умоляет брата вернуться. Рама ссылается на Совет мудрецов: пусть они подумают и решат, что в таком случае надлежит делать.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Верно, соглашается Васиштха. Вопрос-то деликатный. Пусть мудрецы вынесут решение, благо они тут, с нами. Пусть все изложат свое мнение. А председательствовать попросим царя Джанаку. Он тоже приехал.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Обсуждение выливается в спор. Рама ссылается на правила. Бхарата, который вряд ли не помнит, как брат был готов нарушить все и всяческие правила ради милосердия (одна ашвамедха с искусственным конем это, знаете ли, весьма шокирующе для людей того времени), изо всех сил пытается объяснить, что "не человек для субботы, а суббота для человека". В смысле, если правила противоречат сами себе, надо исполнить те, от которых будет больше блага и меньше вреда. Рама в ответ едва не пробалтывается о своей высшей миссии. Так и не могу понять: он помнит, что он Вишну, или у него это проблесками? Кайкейи поддерживает сына: она умоляет Раму вернуться, кается, отзывает свои требования к царю и освобождает Раму от всех обещаний. Даже Васиштха с Джанакой, кажется, удивились.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Царица обращается к ним, прося убедить Раму. Ведь гуру и тестя он наверняка послушает! Что, не послушает? Это вы Раму не знаете! Он найдет выход из любого положения, и если ему втемяшилось остаться в лесу - он останется. Принц ссылается на то, обещания Кайкейи давал Дашаратха, а он, по понятным причинам, отменить их в свою очередь не может. Так что Рама остается обязанным исполнить отцовскую волю и остаться в лесу... Хорошо, что у индусов погребальные костры, не то бедный царь сейчас бы в гробу перевернулся.

Наконец слово берет Джанака. Начинает он с того, что с точки зрения царской дхармы прав конечно Бхарата. Но вот писания, религия, нравственность... в общем, дхарма сына важнее, и сын, исполняющий волю родителей, благословен... Признаться, я на миг впала в некий ступор. Едва ли Джанака не знал, какой в действительности была воля Дашаратхи, а Кайкейи стоит прямо перед ними и только что недвусмысленно высказала, в чем ее воля. Потом мне подумалось, что все просто. Мудрый и проницательный Джанака попросту видит зятя насквозь. Он прекрасно понял, что Рама ХОЧЕТ остаться в лесу отшельничать. Ну и фиг тогда тащить его на трон насильно? Такое тоже, знаете ли, не благом может обернуться...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но присутствующие, конечно, выпадают в осадок. Рама утешает рыдающего Бхарату, попутно пресекая идею брата тоже остаться в лесу. Нет, Бхарата должен вернуться и править Айодхьей. Бхарата в ответ клянется, что станет служить стране и народу, раз Рама так хочет, но никогда не сядет на трон. Он станет править как слуга и наместник старшего брата...