Предки езидов издавна проживали на севере Ирака. Во времена Османской империи, спасаясь от истребления в войнах за свободу, переселялись в соседние страны.
В русской литературе первые сведения о езидизме привёл А. С. Пушкин в «Заметке о секте езидов» на французском языке, помещённой в ранней редакции «Путешествия в Арзрум»[36] (под Арзрумом Пушкин общался с езидским шейхом).
Езиды говорят, что они последнее тысячелетие сражались с оружием в руках за сохранение своей религии. На протяжении 1000 лет в районах проживания езидов проходило огромное количество сражений. По словам езидов, один из самых сильных ударов со стороны захватчиков население получило во время арабского вторжения в регион, и ислам принёс езидам колоссальные страдания.
Езиды рассказывают, что многих езидов заставили принять ислам. В середине XX века недалеко от иракского города Сулеймания археологи нашли свиток, известный как «сулейманийский пергамент», где езиды описывали, как противостояли горожане захватчикам; там подробно описывается, как за несколько дней было казнено около 100 тысяч защитников города: это были езиды, отказавшиеся принять ислам.
Большая часть езидов проживала в недоступных завоевателям горах. На протяжении веков езиды оборонялись и защищали свою землю от завоевателей, сохранив религию предков и на сегодняшний день.
С первых веков распространяется христианство. С началом экспансии арабовначинается насильственное насаждение ислама, который постепенно вытесняет прежние верования.
На протяжении веков езиды подвергались гонениям со стороны мусульманского мира. По словам езидов, самым кровавым нашествием считается вторжение двух арабских халифов — Омара ибн Хаттаба и Халида ибн Валида, которые вырезали сотни тысяч езидов, более 50 тысяч повесили, сотни тысяч были взяты в плен или насильно исламизированы.
Это истребление езидов охватило территорию от Рехае (Урфа) до Сиирта. Попавших в плен и принявших ислам уже бывших езидов использовали для дальнейших нападений и уничтожения сбежавших высоко в горы езидов.
Об этих убийствах не рассказывают ни исламские и даже ни византийские источники, которые подробно писали об арабском завоевании Сирии и Ирака, тем более что по правилам шариатанемусульмане могли остаться в своей религии при условии уплаты подушной подати (джизья) (смотрите зимми и люди писания).
Таких примеров на протяжении столетий было несколько, можно перечислить самые кровавые из них:
В XIII веке из Мосула был похищен лидер езидов. Позже он был казнён, при этом его тело не было возвращено. В результате этого инцидента началась многолетняя война. В неравной схватке езидам пришлось покинуть свои города и храмы и бежать в горы. Их поселения были сожжены и уничтожены до основания, имущество было разграблено.
В 1414 году началась новая резня езидов соседями-мусульманами, в которой погибло множество езидов.
1640—1641 годах езидские деревни около города Мосула были разграблены, и после этого османский губернатор ДиарбакыраМелек Ахмед-паша развязал войну с езидами, вторгшись с 70 000-й армией. Езиды понесли большие потери.
1647—1648 годы. Наследственный правитель Шейхана, Шейх Мирза, восстал против турок с целью захватить Мосул. В результате этого восстания турецкий правитель, Шамси-паша, лично напал на езидов во главе многочисленного вооружённого отряда. Вооруженные силы езидов потерпели поражение в этой битве, было захвачено много пленных, в том числе сам Шейх Мирза. Позже он был повешен правителем города Вана.
1715 год. Турецкий правитель Багдада, Хасан-паша, атаковал область Шенгал. Это неожиданное нападение заставило езидов перебраться в регион Кхатуния. Хасан-паша устроил крупномасштабную резню и передал управление этой областью арабу-бедуину, главе племени Таии. Позже именно это племя использовалось в военных действиях против езидов в этом регионе.
1733 год. У реки Заб было разрушено множество езидских деревень, были совершены массовые убийства по приказу турецкого правителя Ахмада Паши.
1752—1754 годы. Множество езидов из района Шенгал были атакованы турком Сулейманом Пашой. В течение двух лет продолжались его массовые карательные действия, которые стоили езидам огромных потерь.
1767—1768 годы. Османский правитель Мосула, Амин-паша, послал своего сына с сильной армией с целью разграбить область Шенгал. Он приказал езидам отдать ему 1000 овец. Когда было отдано лишь 80 овец, османы напали и убили большое количество езидов.
1770—1771 годы. Восстание езидского правителя Шейхана, Бедах Бега, против османского управления, было подавлено, результат: массовое истребление езидов.
1773—1774 годы. Османский правитель Мосула атаковал Шенгальскую область. Поселения езидов были разграблены и уничтожены.
1779 год. Османский правитель Мосула направил большое войско в Шенгал.
1785—1786 годы. Османский правитель Мосула, Абд эл-Баки, атаковал Шенгал, но был побеждён и потерял много воинов. В тот же самый период Шенгал снова был атакован арабскими войсками.
1786—1787 годы. Наследный правитель езидов (Мир) Шейхан, Чоло Бег, потерпел поражение в битве с Пашой Амадия.
1789—1790 годы. Арабы-бедуины из племени Таии взяли власть в области Шейхана и убили Чоло Бега. Впоследствии началась новая битва, в результате которой арабское войско понесло большие потери.
1790—1792 годы. Арабы-бедуины из племени Таии атаковали Шенгальскую область. Исмаил Паша захватил Кансар Бега в Шейхане и заключил его в тюрьму. Позже Хасан Бег, сын Чоло Бега, смог вернуть себе власть в области. Однако, правитель Амадии схватил его и повесил.
[1792—1793 годы. Османский правитель Мосула, Мухаммад-паша, сжёг восемь езидских поселений в области Шенгал.
1793—1794 годы. Правитель Мосула снова напал на Шенгальскую область Минкар, чтобы покарать езидов, но потерпел поражение в битве.
1794—1795 годы. Османы под командованием Сулеймана-паши вторглись в Синкарскую область и опустошили её. Войска Сулеймана-паши разграбили эту местность, похитили 60 женщин и украли 600 голов домашнего скота.
1799—1800 годы. Абд эль-Азиз Бег из Багдада с помощью бедуинского племени Таии, руководимого Убаидом Хамдамом, уничтожили 25 езидских деревень в области Шейхан.
1802—1803 годы. Правитель Мосула, Али-паша, решил взять под свою власть Шенгальскую административную область. Его армия атаковала езидов с севера, а арабские бедуины напали с востока. В результате, несколько деревень были уничтожены, леса сожжены дотла. Потерпев поражение в этой войне, езиды были вынуждены подчинться османской власти.
1809—1810 годы. Османский правитель Багдада, Сулейман Катил (Убийца), напал на Шенгальскую область. Он разграбил небольшие поселения Балада, Шенгала, Михиркана, а также несколько других деревень, уничтожая езидов.
После 1832 года езиды подверглись наибольшим жестокостям, намечалось полное их уничтожение. Несмотря на их героическое сопротивление, в 1832 году наследный курдский правитель Ботана, Бедир-хан Бег, захватил езидские поселения в области Шейхан, взял в плен Али Бега, лидера езидов, и после жестоких пыток убил его. Были разграблены и сожжены дотла районы в области Шейхана, которые в основном были заселены езидами. Курды совершили беспрецедентную резню своих собратьев езидов, маскируя банальный грабёж обвинениями в безбожности, позаимствовав этот приём у арабов. Чтобы избежать захвата в плен, жители бросались в воды реки Тигр. Те, кто не в состоянии был кинуться в воду, и те, кто не умер в воде, были пойманы и убиты.
1832—1833 годы. Наследный курдский правитель Равандуза, Мухамад, атаковал езидов в области Анкары. После совершённых массовых убийств в области верхнего Заба он покорил Анкару. Правитель Анкары, Исмаил-паша, вынужден был уйти высоко в горы Зикар.
1833—1834 годы. После завоевания части области Ботана Мир Мухамад атаковал и убил много езидов Шенгала.
1838 год. Османский правитель Диярбакра атаковал езидов из Шенгала. В этом же году Османский правитель Мосула, Таияр-паша, атаковал Джабалскую область с целью наказания езидов, отказавшихся платить налоги османам. Чтобы оценить ситуацию и выслушать местных жителей, неспособных платить такие большие налоги, Таияр Паша решил посетить эту местность. Его сопровождала огромная армия. Когда они достигли Микрана, он послал своих посредников, чтобы те объяснили его намерения. Посредники были убиты и из мести он опустошил эту местность. Однако езиды смогли бежать в пещеры и там напасть на оттоманцев из засады. Таияр-аша понёс огромные потери и был вынужден вернуться в Мосул. После этого езидов не трогали до 1890 года.
1890 год. Езиды восстали, не желая отсылать своих молодых мужчин в турецкую армию. Дважды напав на езидов и натолкнувшись на их сопротивление, турки перестали забирать в армию езидских мужчин. Но эта мирная эра длилась недолго.
1892 год. Паша Омар Вахби послал ультиматум в область Шейхана, требуя от езидов принятия ислама и уплаты налогов, угрожая в противном случае подвергнуть их преследованиям. Лидер езидов отказался принять требования. В ответ на это Омар Вахби-паша со своими союзниками вошёл в езидские поселения, уничтожая всё на своём пути. Он разграбил Лалеш и передал все езидские священные принадлежности в Мосул, обратил храм Шейха Ади в школу, и в таком унизительном статусе она профункционировала 12 лет.
В ответ на эти преступления послы христианских государств выразили свой протест Османской империи. В 1893 году Паша Омар Вахби был отозван обратно в Стамбул.
Первая мировая война (1914—1918). Езиды пришли к выводу, что мировая война — благоприятная возможность восстать и освободиться от турецкого террора. Это было время, когда армяне подверглись геноциду со стороны властей Османской империи и часть из них перешли к самообороне. Езиды поддержали это восстание, видя союзников во вторгшихся русских солдатах.
В этой войне езиды сражались вместе с армянами, они были среди военачальников, которые сражались в рядах освободительного движения вместе с армянами. Одним из них являлся Джангир-ага. В столице Армении, Ереване, ему установлен памятник. Он со своей 700 (1500) сабельной[37][38] конницей, состоявшей из езидов, вместе с армянскими войсками под командованием генерала Драстамата Канаяна и генерал-майора Мовсеса Силикяна, разбили турецкие отряды во время битвы при Баш-Апаране и Сардарапате, после которой Османская армия прекратила дальнейшее наступление на Армению.
Согласно езидскому устному преданию, в течение 12 столетий 72 раза периодически учинялась резня — геноцид со стороны соседних исламских народов с целью полного уничтожения езидской веры и культуры. Апогей исламского фанатизма пришёлся на 1915 год, когда Османская империя учинила геноцид по отношению к немусульманским народам (армянам, ассирийцам, езидам, грекам), жившим на её территории. Сколько езидов погибло в этой резне официально не известно, но приблизительные цифры говорят о нескольких сотнях тысяч человек. В этот период войны езиды Турции были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище на восточных границах, они бежали в Российскую империю.
Первое появление езидов в Закавказье датируется XII веком. В XII веке ряд езидских семей переселились в Грузию.
Второе появление езидов в Грузии датируется 1770 годом, когда один из представителей езидских вождей Чобан-Ага с письмом обратился к грузинскому царю Ираклию II. Он просил взять под свою опеку езидов, дабы избежать исламского удара. Чобан-Ага обещал признать грузинского царя царём езидов и в письме клялся, что ополчение езидов по первому же требованию царя Ираклия Второго, будет участвовать в боях против турок. Как явствует из архивных материалов, царь Грузии ответил Чобан-Аге письмом, в котором отмечал, что из-за существующих в стране проблем пока не в состоянии оказать поддержку. Но вопреки всему, чуть позже небольшая часть езидов, около двух тысяч человек, всё же перешла в Закавказье, на тот момент в Карскую область Восточной Армении, а на территории Армении езиды проживали с незапамятных времён.
Помимо всего этого езидов считают последователями Язида Муавии, араба по происхождению.
В годы правления халифа Язида второй сын Али, Хусейн, получил от жителей Куфепредложение с их помощью овладеть халифатом. В 680 году он выехал из Медины со всей своей семьёй и небольшим отрядом слуг. Тем временем наместник Язида подавил мятеж в Куфе и выставил патрули на всех дорогах, ведущих в город. Хусейн попал в западню в Кербеле, в 40 кмот Куфы. Хусейн отказался сдаться, хотя был отрезан от источников воды. Будучи последним из оставшихся в живых внуков пророка Мухаммеда, он был уверен, что с ним не могут поступить слишком сурово. Через десять дней его лагерь был взят штурмом. Защитники сражались до последнего и Хусейн был убит вместе с другими. Его голову отправили в Дамаск, ко двору Язида.
Убийство Хусейна нанесло колоссальный ущерб династии Омейядов. Мало кого в мусульманской истории так проклинали за убийство, как Язида ибн Муавию. Хусейн был любимцем своего деда Мухаммеда, и ещё были живы люди, видевшие, как Мухаммед целовал голову, которая теперь покатилась к ногам Язида. Умерщвление Хусейна вызвало возмущение и сплотило противников Омейядов, а «мученичество в Кербеле» быстро обросло самыми скорбными подробностями. С тех пор имя Хусейна, даже в большей степени, чем имя Али, стало боевым кличем шиитов, приверженцев дома пророка. После гибели Хусейна это направление стало быстро развиваться. Будучи поначалу политическим движением, шиизм со временем стал значительно отличаться от суннитских норм в религиозных принципах и духовных основах.
С августа 2014 года езиды и христиане в Ираке подвергаются истреблению со стороны террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта»[39][40][41][42]
Современное распространение Езидов
ИракПравить
Основная территория компактного проживания езидов — районы Айн-Сифни, Синджар и Дохук в губернаторстве Мосул. В районе Дохука находится и главная святыня езидов — Лалеш. Оценка числа езидов в Ираке составляет примерно 700 тыс. чел.[44].
ТурцияПравить
В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны, в илах Мардин, Сиирт, Шанлыурфа и Диярбакыр.
АрменияПравить
Впервые езиды массово мигрировали в Российскую Армению в связи с Первой мировой войной, так как они поддерживали Россию. В годы независимости Первой Республики Армении, езиды принимали активное участие в защите страны против турецких завоевателей. Так езидский кавалеристский отряд Джангир-агидействовал в составе Армянской Армии. 16—18 мая 1918 года в Апаранском сражении, большую часть конницы армянских войск составляли езидские соединения Джангир-аги. Другим видным политическим и военным деятелем Армении был Усуб Бек Темурян, член парламента Армении (1918—1920 гг.) и участник Сардарапатской битвы.
После советизации, с 1920-х гг. в Армении для езидов создаётся письменность на основе русской графики, ведётся преподавание в начальных школах, издаётся газета «Данге Эздия» («Голос езидов»). С независимостью Армении, число газет, журналов и книг на езидском языке резко возросло, а ряд радиостанций начали вещать программы на езидском языке. С 2018 года, в парламенте Армении одно место закреплено за депутатом-езидом. В селении Акналич (провинция Армавир) в 2015 году был построен езидский храм. В том же селе 29 сентября 2019 года, был открыт новый храм — Зиарат, который является крупнейшим в мире езидским храмом.
ГрузияПравить
С 1990-х годов численность езидов в Грузии сокращается, в основном из-за экономических трудностей. Из Грузии езиды направляются в соседнюю РФ, Западную Европу и Северную Америку. Согласно переписи, проведенной в 1989 году, в Грузии насчитывалось более 30 000 езидов; по данным переписи 2002 года их численность сократилось до 18—21 тыс. чел., а по последним данным (перепись 2014 г.) — ок. 12 тыс.[45][46] 16 июня 2015 года езиды отметили открытие храма и культурного центра «Quba Sultan Êzîd» в Тбилиси.
РоссияПравить
В России общины езидов официально зарегистрированы в Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Самарской области, Сургуте, Туле, Ульяновской области, Владимирской области и Ярославле. С 1996 действует Ярославская областная общественная организация «Езиды». В 2014 году во Владимирской области была организована езидская областная некоммерческая организация «Месопотамия», руководитель — Мстоян Самвел Саидович.
По переписи населения 2010 года в России проживает 40 586 езидов.