Удивительных людей ты видишь сразу. Они как цветы, которые пробиваются сквозь однородную массу земли, и их нельзя не заметить. Ты видишь их по их таланту, работам, внутреннему свету. Так, Бюро Историй, оказавшись в Екатеринбурге, отправилось в гости к местной художнице, керамистке Рите Хаак (да, это настоящая фамилия Риты).
Рита — самобытна. В своём творчестве она делает только то, что ей самой нравится. Ведь выбранное дело должно приносить удовольствие. Какой смысл им заниматься, если это не так?
Мысли Риты чётко сформулированы. На протяжении всего интервью не покидает ощущение, что Рита точно знает, чего она хочет, и идёт к этому.
Сейчас основу работ Риты составляют разные неземные существа, которые она бережно лепит из глины, придавая каждому свою собственную личность и характер. Необычайные светильники разных форм и размеров, а также яркие картины, которые Рита хочет начать показывать чаще своей аудитории.
Мы постарались запечатлеть в этом интервью через визуальные акценты все важные детали и атмосферу, которые покажут нашу героиню такой, какой увидели её мы.
Рита, раньше ты где-то обучалась художественному мастерству?
Нет, я всему училась сама: и иллюстрации, и работе с глиной. Со временем у меня сформировался свой стиль. В детстве я ходила в художественную студию, но потом бросила, потому что рисовать кувшины было неинтересно. Меня тянуло рисовать животных в наивном стиле, но в художественных школах другая программа. После нигде не занималась и особо не рисовала до 24 лет. Тогда потрясения в личной жизни стали толчком к череде больших изменений и переосмысления. Чтобы успокоиться, я оставляла завитушки в блокноте. Мои друзья увидели в этом прикольную графику, к которой позже добавилась акварель, и ещё через время появились истории. Это были не просто одиночные персонажи, а мини истории про дружбу и радость жизни, счастье и мечты.
Сейчас ты бы хотела получить высшее или профильное образование?
Я не очень понимаю, зачем это лично мне. Доступные учебные заведения типа архитектурных академий, художественных училищ не привлекают. Мне важен именно авторитет преподавателей, а это редкие люди. Может со временем захочется поучиться у кого-то или чему-то, а пока я плыву по своему течению, ищу ответы на вопросы и получаю удовольствие от своего творчества.
Как ты пришла к керамике?
После того, как в 2012 году я свернула на художественный путь, то ещё несколько лет рисовала. Почти каждый день я создавала картины и иллюстрации с незамысловатыми сюжетами про дружбу, любовь, красоту и существ. Каждый рисунок был как будто отдельной историей. Но в какой-то момент я поняла, что эти истории закончились и пора идти дальше. Выбирала между несколькими направлениями и в конце концов решила, что мне было бы интересно попробовать себя в керамике. В самом начале я делала утилитарные вещи, у которых не было особого смысла и историй: посуду, горшки. Позже стали появляться причудливые светильники, коконы, существа, и утилитарность отошла на второй план.
Откуда берутся образы, которые ты реализуешь в своих работах?
Думаю, это совокупность жизненного опыта. Всё прочитанное, увиденное, услышанное, съеденное. Люди, животные, страны и улочки. Вся любовь, ненависть, радость и тоска. Эти сочетания были зафиксированы в голове, но уже не вспомнить, когда и где. Иногда это можно отследить: в последних двух картинах изображено существо, похожее на Джигли (бельгийский гриффон, который живёт у Риты. — Прим. ред.). Часто в моей керамике люди видят инопланетные и космические фактуры. Лично меня интересует разнообразная живность, а космос кажется холодным.
Еще в работах я активно использую изображения мухоморов. Но это не отсылка к миру галлюцинаций, а символ счастья, как клевер или божья коровка. Ещё в детстве я часто видела их, когда была в Германии, и это запало мне в душу: действительно крутой символ счастья и выглядит классно. И так вот ты собираешь воспоминания и новый опыт, которые потом становятся образом.
Ты говоришь людям, что мухомор — это символ счастья?
Нет, это их дела. Да и в целом свои картины я не подписываю и не описываю толком, потому что не хочу специально искать и формировать какие-то смыслы. Просто потому что я чувствую поток, когда рисую, и следую ему. То, что люди могут потом в этом разглядеть какую то идею, – классно, если нет – то это просто декоративно красиво. Вообще я считаю так: если тебе есть что рассказать о работе, то есть смысл написать об этом и помочь зрителю. А бывает, что наоборот – работа подписана, а ощущение, что высосали из пальца.
Помнишь ли ты своего первого покупателя?
Да, я тогда ещё сделала аукцион на свою работу. Это была кружка в форме единорога, которую в итоге приобрела девочка за 1000 рублей, я очень радовалась тогда!
Как ты преодолевала смятения при назначении цены своим работам? У некоторых людей, которые занимаются творчеством, бывают внутренние барьеры, отчего возникают сложности с монетизацией.
Свои первые работы я продавала дешево и удивлялась, почему это кто-то вообще покупает. Но шаг за шагом ты крепчаешь, появляется уверенность, и ты уже ставишь ценник, который тебя удовлетворяет и окупает затраченные силы. К новым ценам на свои работы я долго шла: думаешь, черт возьми – время пришло!
Это действительно сложный вопрос для многих мастеров и художников. Ручная работа – нелегкий и уникальный труд. Важно помнить об этом и ценить себя. Есть многие керамисты, которые демпингуют, и я понимаю, что это скорее от неуверенности в себе. То, что я продаю за 1200 руб, они размещают за 400 руб, например.
Бывают ли недовольные покупатели, которые хотят вернуть изделия?
За всё время была только одна девушка, у которой возникли вопросы к чашке. Я без разговоров вернула деньги и хотела забрать чашку обратно. Но она так до меня и не дошла. Это моя позиция, я с удовольствием заберу свою керамику назад у тех, кто её не полюбил. Мне приятно, что подобных ситуаций не возникает. Ведь люди изначально понимают, что это ручная работа, здесь не может быть все одинаково, как на производстве, иногда могут быть даже небольшие трещинки, как в этой чашке.
Тебе нужно вдохновение при создании твоих работ?
Нет, обычно мне нужно хорошее самочувствие, солнечный свет и запас еды. Плюс у меня уже выработан режим, когда мне комфортно работать. При этом я себя никогда не заставляю, но иногда у меня случается такое, что я много работаю. Не потому, что я хочу или так надо, а потому что таким образом я ухожу от своих переживаний.
Ты слушаешь музыку во время работы?
Музыка не является для меня фоном, поэтому я люблю слушать её осознанно. У меня хороший плейлист, где я собираю песни, которые мне нравятся. Бывает время, когда я слушаю много музыки, чтобы пополнять свой плейлист. Но слушать музыку просто в повседневности мне некомфортно, для меня это отвлекающий шум. Более того, все важные люди в моей жизни записаны на какую-то определенную песню, которая у меня с ними ассоциируется. Поэтому музыка многое для меня значит. Отдельное место я могу отвести под Цоя, он очень сильно меня цеплял.
Поняла, а что тогда у тебя идёт фоном?
Я смотрю сериалы, слушаю интервью, аудиокниги и странные передачи типа «Обмен домами» или «Беременна в 16». Это интересная возможность заглянуть в мир, который очень далеко от меня.
Знаю, что в начале 2021 года у тебя прошла первая выставка – это очень здорово! Расскажи, как всё прошло и кто тебя пригласил выставляться?
Я узнала о ней в последний момент совершенно случайно. Это маленькая галерея, которая находится на расстоянии от города в Екатеринбурге. Но она очень светлая и выглядит современно. Когда я узнала, что можно поучаствовать в коллективной выставке, то написала организаторам. Для меня это был действительно важный шаг: я вроде бы и хотела выставиться, а когда решилась, то сразу появились сомнения. Стоит ли это того? А как мои работы будут смотреться? Как зрители их воспримут? Но приняв участие в выставке, я поняла, что хочу дальше выставляться и отправлять свои работы в другие города.
Какие работы ты решила выбрать для выставки?
Я отправила туда картины 2015 года – у меня есть залежи работ того времени. Они у меня долго лежали, и я их никому не показывала, а тут решила, что нужно их выставить. Также были три работы 2020 года. Всего их было одиннадцать, и одну у меня купили!
Получается керамику ты не выставляла?
Нет, просто её сложно выставлять. Такие работы должны быть как-то закреплены, чтобы их не уронили.
Как зрители реагировали на твои картины? Может тебе удалось подойти к кому-то, узнать их впечатления?
Мне было неловко подходить, ведь люди пришли отдыхать, а тут от них обратную связь требуют. Иногда я стояла позади, пытаясь что-то услышать или понять, но было не слышно. Уже потом я спрашивала у работников самой галереи, они сказали, что отзыв был классный! Это так меня вдохновило, что у меня возникло желание продолжить рисовать и выставляться дальше. Если будет больше картин, то будет больше возможностей.
Плюс я поняла, что в моих социальных сетях люди не знают меня как художницу, а только как карамистку. Они не видят процесса рисования, а только фото готовых работ. Поэтому с картинами я у них не ассоциируюсь. Так что стоит почаще показывать их и сам процесс рисования.
Ты сама ходишь на выставки?
Редко. Может не особо интересуюсь, но мало какие выставки привлекают внимание. То ли дело, например, Эрарта в Петербурге.
А если говорить про художников, чьё творчество мне близко — это Шагал, Моне и его кувшиночная история, Анри Руссо и Гоген, и ещё в этой компании есть Шиле. Самое любимое направление — наивное искусство.
В твоих работах тебе удается реализоваться творчески или это больше коммерческая история?
В первую очередь мне интересно самовыражение. В своих работах я будто рассказываю историю, а порой веду диалоги со зрителем. Мне хочется выставляться, делать уличные проекты, рассказать и показать свои идеи как можно большему количеству людей. И вот эти личные работы я с радостью продаю. Это позволяет мне заниматься тем, чем я занимаюсь, и делиться с людьми чем-то очень тёплым. Поэтому я не беру работы на заказ, а делаю именно то, что сама хочу создавать на данный момент.
Ты считаешь себя художником?
Да, конечно, ведь я создаю. Удивляюсь, когда люди создают и стесняются называть себя художниками.
Вообще раньше я считала, что творчество доступно каждому. Какое-то время я даже вела курсы, куда люди просто приходили рисовать. Там я их знакомила с разными материалами, мы вместе фантазировали над сюжетами. Тогда я была убеждена, что каждый может творить. Навязывала людям эту идею, и в результате у них было разочарование. Я давала им толчок, но потом некоторые уже не могли самостоятельно двигаться по ряду причин. Поэтому сейчас я думаю, что творчество всё-таки доступно не каждому.
Я просто поняла, что творчество должно быть источником удовольствия. Это создание чего-то, поиск, исследование. Не нужно навязывать всем людям то, что они могут заниматься творчеством, так как некоторые на данные момент времени, уровень развития и жизненные обстоятельства не могут им заниматься, и не нужно на них давить.
Видела в твоём Инстаграме, что ты занялась новым видом творчества – линогравюрой. Почему тебя заинтересовал этот способ иллюстрации?
Всё началось с вопроса, который я задала себе – что мне нравится в моей работе и от чего я получаю удовольствие? Ответ был – ничего. И удовольствие тоже ничего не приносит. Многие говорят, что глина для них медитативна, но для меня это не так. В моём случае это скорее физический труд: руки устают, болят кисти и спина. И я поняла, что пора сделать паузу, чтобы разобраться с этим. Изменила свой график, сделала больше отдыха. В тот момент я поняла, что мне хочется какое-то хобби, и я вспомнила о линогравюре.
Впервые я пробовала ей заняться в 2014 году, но тогда не было нормальных материалов да и не зашло особо. А тут я подумала – класс! Нужно попробовать. Я попросила необходимые инструменты у своей подруги, которая этим раньше занималась. Таким образом она дала мне такой вот старт. Я поняла, что этот вид творчества для меня медитативен, это классный отдых и результат тоже нравится. Эти работы я планирую продавать в любом случае, но для меня сейчас это больше как хобби.
В Екатеринбурге ты реализовала интересный проект, который называется «Полипы на стене», расскажи немного подробнее о нём.
Я долго думала и вынашивала идею добавления своей керамики на стены зданий. Потому что изначально у меня было неоднозначное отношение к этому: с одной стороны очень хотелось, но с другой мне казалось, что я вторгаюсь в архитектуру и таким образом могу испортить её. Но потом идея пришла сама собой – разместить свою керамику на разрушающийся объект.
Это оказалось сооружение, сделанное для уральской химической и золотоплавочной лаборатории, где химическим путем обогащали руду. Это здание находится в том промежуточном состоянии, когда оно еще не отреставрировано, но уже разрушается.
Для меня этот дом ассоциируется с затопленным под толщей времени кораблем, на котором образовались эти полипы. Я тонировала керамику, чтобы она была пыльной, серой, будто пожившей, как и само здание. Они часть того серого городского пространства, в котором находятся.
Ты была удивлена реакции общественности на твой уличный арт-объект, вниманию со стороны и поддержке людей?
Да, я поразилась такому резонансу. Люди приходили и фотографировались рядом с ними, выражали свои эмоции, у кого-то появлялись свои мысли на этот счёт. Меня также приглашали на местные передачи, чтобы я рассказала об объекте, и даже предлагали сделать похожий проект за деньги, но я отказалась. Потому что мне хочется делать что-то новое и независимое.
Весной этого года у меня запланирован еще один уличный арт-объект, который будет посвящён цветам.
К моменту выпуска этого интервью Рита уже реализовала свою задумку. Идею проекта она описала у себя в Инстаграм. Вы можете заглянуть к ней на страницу, а также посетить улицу Малышева 58 в Екатеринбурге, чтобы увидеть неувядающее цветение, созданное руками Риты.
Какой цвет у тебя любимый?
В одежде — черный, а так белый. У меня во всей квартире белые стены. Будь моя воля, я бы всю мебель и предметы дома сделала белыми, но это очень непрактично, особенно, когда у тебя дома тёмные собаки, краски и глина.
А правда, что у тебя цвета ассоциируются с едой?
Да, а у тебя разве нет? (Рита показывает нам свою новую лампу.) Смотри, вот этот оранжевый – яркий и сочный, как апельсин, а этот нежно-розовый, как йогурт, а здесь виноград. Если продукты сочетаются по вкусу, значит они сочетаются по цвету. Понаблюдайте за этим.
Ты любишь Екатеринбург?
Это мой родной город. И отношение у меня к нему, как к родственникам: иногда сильная любовь, а иногда надоедает, иногда делим радость, а порой вместе грустим. Путешествуя подольше, начинаю по нему скучать. Наш город компактный, развитый, ухоженный и полон замечательных художников — это его большой плюс. А минус — серость за окном, странный и неприятный климат. Недостаток света и холод — мои враги.
Были мысли о том, чтобы переехать?
Чтобы вырвать свои корни и отправиться скитаться по миру, должна иметься внутренняя искра. Не каждый может переезжать, я тоже не уверена, что могу. Не потому что у меня нет желания, а потому что у меня нет внутренних сил на это. Да и сложно переехать куда-то без особой нужды. У меня её пока нет. Хотя, этот холод...
Раньше я думала переехать в Петербург, тогда он казался мне очень романтичным, пропитанным духом творчества. Сейчас нет, хотя он до сих пор мне таким кажется. Просто я стала старше и практичнее.
А что насчет Москвы?
Москва-Москва. Раньше казалось, что только в Москве можно добиться успеха, а теперь есть интернет. Ни разу не была там летом, говорят, парк Горького хорош.
Из того что врезалось в память — это Красная площадь, ГУМ и какие-то окраины с советскими домами по 10 этажей и 20 подъездов, а также люди серого цвета в метро. И еще расстояния — я очень люблю ходить пешком, но не настолько.
То есть путешествовать ты любишь?
Я даже в карантин умудрилась съездить в Америку вместе с Джигли! А пару лет назад ввела традицию отмечать свой день рождения в других городах, и в 2019 отметила его в Берлине.
Но город, в который я влюбилась, — это Амстердам. Он такой размеренный и ненапряжный. Ещё там много бабушек и собак.
Расскажи про своих собак, как у тебя оказались Джигли и Булка?
В 2016 году я уехала и жила какое-то время в Краснодаре. Именно там, гуляя по разным паркам, я решила — самое время завести собаку. И у меня были сформированы конкретные критерии: она должна весить меньше 7 кг, чтобы помещаться в салон самолета, быть адекватной и обязательно с бородой. Так в моей жизни появилась Джигли, после чего я на полтора года ушла в какой-то неадекват.
Я постоянно говорила только о собаке и занималась только собакой. Мы настолько слились с ней, будто тревожная мать с ребенком. А сама Джигли по характеру довольно спокойная, и когда она повзрослела, я решила, что нужно завести вторую собаку. Подумала, что было бы прикольно взять какую-нибудь дворняжку небольшого размера и назвать ее Булкой.
И вот однажды с утра я открываю Вконтакте, где висит объявление о собаке, похожую на Зелибобу из детского телешоу «Улица Сезам», которое я как раз смотрела накануне. Это меня сразу подкупило. Она какое-то время жила на стройке, затем у куратора месяц, после чего я забрала её к себе. Характер Булки можно описать так — слабоумие и отвага. Она веселая, любвеобильная собака-дурилка.
Если посмотреть твой Инстаграм, то там можно увидеть разные периоды твоей жизни, которые по-разному отражают тебя. Как он развивался?
Я привела свой Инстаграм в порядок, сделала красивым и интересным, когда рисовала. Тогда я любила поговорить о творчестве, о его необходимости и доступности каждому. Потом эта история закончилась, и в плане высказывания своих мыслей наступила тишина – не хотелось нагружать людей. Это было время переосмысления себя. Плюс я глубоко ушла в тему собак, и мне снесло голову на два года. Я много общалась на эту тему и вела отдельный собачий блог.
Потом я начала заниматься керамикой. Так получилось, что, когда я рисовала иллюстрации, то многие люди меня поддерживали в Инстаграме. А когда я ушла в керамику, случился переломный момент – люди оказались к этому не готовы. Ведь я довольно резко и окончательно перешла из одного в другое. По итогу в аккаунте остались те, кому новое творчество стало близким, а потом пришла и новая аудитория.
И в 2020 году благодаря работе с психотерапевтом и самоизоляции, я увидела в Инстаграме простор для самовыражения и общения. И для этого совсем не нужны сложные темы.
Ты сильно изменилась после работы с психотерапевтом?
Это длительный процесс, ведь зачастую 30 лет ты живешь с букетом ложных убеждений. Психотерапия здорово помогает мне понимать себя и других людей, развивать эмоциональный интеллект, сопереживать.
Я пришла к своему специалисту с определенными сложностями. Он всё мне объяснил: как работает мозг, какой уклад жизни нужно создать. Благодаря ему многое изменилось в моей жизни, в том числе я бросила курить. Пока живу без депрессий, и, наверное, это самое большое изменение.
Чем для тебя сейчас является твоя страница в Инстаграм?
Определенно это значимая часть моей жизни и личности. Это площадка, где я могу общаться со своей аудиторией, делиться мыслями, рассказывать о своей жизни, там же я продаю свои изделия.
Для меня важно, чтобы моя страница выглядела гармонично и красиво, поэтому некоторые старые публикации я архивирую, когда они выбиваются из единой стилистики.
Я считаю, что социальные сети сейчас являются неотъемлемой частью общения человека, неправы те, кто думает, что это не нужно. Ведь можно полноценно коммуницировать с людьми, даже не встречаясь с ними вживую. А в период карантина это стало актуально как никогда раньше.
Как ты справляешься с хейтерами?
Я не дистанцируюсь и не принимаю близко к сердцу, хотя раньше для меня это было сложнее – я была как «без кожи». Сейчас на психотерапии я учусь сочувствовать людям, которые оказались в подобной ситуации, что им приходятся хейтить других людей. И закрываться от этого не нужно, за этим нужно просто наблюдать. Но как такового открытого хейта у меня сейчас в аккаунте нет.
Что за последнее время произошло значимого в твоей жизни?
Недавно я купила себе собственную печь, где могу теперь делать обжиг своей керамики! Это очень облегчило мне жизнь – раньше приходилось ездить в дружественную мастерскую. Для обжига нужна температура свыше 1000 °C. Теперь я могу обжигать в любое время, экспериментировать и открывать для себя новые грани керамического дела.
Вообще моя квартира – это еще и моя мастерская, что очень удобно. В идеале я бы хотела купить соседнюю квартиру, чтобы сделать мастерскую там. Но арендовать помещение в каком-то другом месте и тратить время на дорогу я бы не хотела.
В Екатеринбурге у вас есть Ельцин центр, где расположен музей Первого президента России. Ты была там?
Да, и меня больше всего поразил зал, посвященный конституции 1993 года, где зачитывались права человека. До слез.
Что тебя больше всего тронуло?
Сейчас права не соблюдаются. Должно произойти что-то очень травматичное, чтобы это изменилось. Только через потери и кровь возникнут перемены и, может быть, появится ценность жизни каждого. Но люди пока не готовы к этому, потому что им есть, что терять. Сейчас люди относительно сыто живут.
Когда я была в Германии, то увидела совершенно другой мир: там по-другому относятся к людям, в том числе к бомжам. У нас они для многих не люди. В Германии, когда я спросила подругу, почему в холода автобус курсирует по ночам несколько раз и предлагает им помощь, она ответила: «Так они ведь тоже люди». У меня до сих пор мурашки от этого.
Хотела ли бы ты делать какие-нибудь работы для благотворительности?
Мне бы хотелось преображать пространства, рисовать на стенах в местах, где особенно нужен цвет. В детских домах, домах престарелых. Может, когда займусь этим, появятся ещё идеи. Хочется приносить радость и быть нужной.
Что бы ты пожелала тем людям, кто только начинает свой путь художника?
Просто делать то, что нравится. Каждый день, хоть по чуть-чуть. Это может привести к удивительным событиям. И еще книгу «Путь художника». Если бы у художников была своя священная книга, то это была бы она.
___________________________________
Текст: Гуленкова А.
Фото: Новикова А.
Бюро историй «Близкие по...» вы можете найти в разных социальных сетях:
Яндекс.Дзен: zen.yandex.ru/id/5fa0823be560c644e0b7dae9
- (основной канал, где мы публикуем наши интервью с героями).
- Instagram: stories_bureau ( актуальные новости проекта, анонсы интервью, интересные посты, прямые эфиры, ответы на вопросы).
- Telegram: stories_bureau ( здесь вы можете пообщаться с нами, а также следить за новостями и анонсами о выходе новых интервью на Яндекс.Дзен ).
Мы будем рады увидеть вас в числе подписчиков!
Задавайте вопросы, оставляйте комментарии и предложения.
С теплом,
Бюро историй «Близкие по...».