Найти тему
История. Мифы. Гипотезы

Почему создатель Пизанской башни так и не признал её своим творением

Всем привет! Каждый, кто побывал в итальянском город Пиза, видел эту башню и почти наверняка фотографировался на её фоне. Да и неудивительно: это сооружение, по сути, являющееся колокольней собора Санта-Мария-Ассунта считается главной достопримечательностью города и постоянно бывает окружена толпами туристов, позирующих в самых забавных позах. Как если бы они пытались удержать нечто падающее.

Этот коллаж взят с pixabay.com.
Этот коллаж взят с pixabay.com.

И если бы автор проекта колокольни вдруг оказался бы в нашем времени, он был бы сильно удивлён тем, что башня, ставшая главным разочарованием в его жизни, вдруг превратилась в визитную карточку города.

Кстати, насчёт автора... Несмотря на то, что Джорджо Вазари в своих «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов» указывал, что создателем Пизанской башни является скульптор Боннано Пизано, сам мастер не пожелал сознаваться в причастности к ней. И вот почему.

Прямо скажем, что место для строительства будущей башни было выбрано крайне неудачное. Ни один современный архитектор ни за какие коврижки не согласился бы возводить такое сооружение с непомерно маленьким фундаментом на сильно заболоченной почве. Из-за неустойчивости грунта башня начала крениться ещё во время строительства. И по мере того, как достраивался один этаж за другим, крен только увеличивался.

И если вначале Боннано Пизано не возражал против того, что пизанцы посчитали его автором колокольни, то всё переменилось когда башня была достроена и люди увидели, насколько же сильно она была перекошена.

Пизано поспешил переложить вину на приезжих строителей, сказав, что это из-за их ошибок колокольня начала заваливаться. Но потом, когда его, так сказать, припёрли к стенке, сказал, что всё так и было задумано. Мол, прямых-то башен много, а вы попробуйте в целом свете найти ещё хотя бы одну такую же, как наша.

Но пизанцам ответ мастера пришёлся не по душе и они потребовали, чтобы скульптор немедленно всё переделал. Хоть костьми пусть ляжет, но башня должна стоять прямо, как ей и положено.

Испугавшись, что его и вправду заставят исправлять недочёты, допущенные при строительстве колокольни, Пизано поспешил откреститься от "своего" детища.

- Не, ребята, - потрогав кладку и прикинув высоту башни, сказал он. - Должно быть, вы меня неправильно поняли. На самом деле я не имею к этому архитектурному абсурду никакого отношения. Так с какой же радости мне исправлять чужие ошибки? Ищите того, кто эту колокольню строил, вот он пускай эту башню и переделывает.

Не совсем так сказал, конечно, но примерно в таком ключе.

Так и не добившись от Пизано признания в причастности к возведению злосчастной колокольни, горожане бросились искать того, на кого можно было бы свалить ответственность за её кривизну и перекос. Но и другие архитекторы не пожелали признаваться в авторстве. В конце концов, пизанцы просто дождались, пока мастер Боннано отправится в лучший мир, а после смерти мастера приписали ему все ошибки и недочёты, допущенные при строительстве башни. Так, что теперь было неважно, кто же на самом деле являлся автором неудачного проекта: Боннано Пизано или кто-то другой из архитекторов.

#интересные факты #история архитектуры #башни #города #история европы