ИНТЕРВЬЮ С ЛАРИСОЙ КОРШУНОВОЙ
- Добрый день, представьтесь пожалуйста
• Меня зовут Лариса Коршунова, я живу в городе Урай в Ханты-Мансийском автономном округе, являюсь художественным руководителем, если точнее режиссером АНО «Свободный театр». Живу в городе 25 лет и все эти годы занимаюсь театром
- Расскажите о вашем пути, как вы оказались в этом городе и пришли к режиссуре
• Выбор профессии произошёл по окончанию школы. Мои родители всю жизнь отдали культуре, естественно что и я все детство провела на сцене. Продолжала заниматься любимым делом - творчеством, уже в школе, где учителя мне поставили диагноз, что мне нужно идти в институт культуры, что собственно я и сделала. Так и случилось, что на экономический я не стала подавать документы, как и хотела, мой выбор пал на институт культуры, направление - режиссура драмы. Отлично прошла экзамены и таким образом, по окончанию института, выбрала место дипломной практики город Урай. Я знала этот город, и каждый год приезжала, погостить к своей бабушке, также тут были мои близкие люди, поэтому и решила выбрать этот город, тут и осталась и продолжила работать
- Я наслышана, что первое время после выпуска из института вы долгое время работали по выбранному вами направлению - занимались организацией праздников, расскажите, в какой момент вы поняли, что хотите все-таки уйти в театр? Что вас подтолкнуло?
• Когда стал выбор между праздниками и театром, наверное главную роль сыграло осознание того, что праздник - это понятие очень сиюминутное. Тратится много времени, сил, мероприятие проходит, и ты понимаешь что все, больше оно не может существовать, его жизнь длится только 1-2 часа. Театр даёт возможность твоему творению жить гораздо дольше, оставлять след в людях гораздо дольше. Театр, как искусство, это гораздо серьёзнее чем праздники, поэтому я и выбрала театр
- Хотели ли вы уйти в профессиональный театр? Для вас статус театра в этом понимании имеет значение?
• Когда звучали какие-то предложения, и меня приглашали в другой город на место работы, я никогда это не рассматривала. Дело в том, что у меня сейчас в городе есть мои единомышленники, люди с которыми мы вместе создавали наш собственный театр, со своей собственной школой, своим репертуаром, и я знаю что все будет развиваться так, как мы этого захотим, будет работать по тем законам, которые мы будем устанавливать с моей командой. Поэтому, это гораздо важнее профессионального, любительского... Для меня в театре всегда были важны люди, а не статусность
- Вам близка фраза «Режиссёр- это не профессия, а склад характера»?
• Нет, для меня режиссёр, если это не профессия, то это образ мышления. Смотря спектакли от разных режиссеров, я вижу образ мышления человека, и мне именно это интересно. Постановки можно увидеть в разных исполнениях, и каждый режиссёр для меня, это то, как он чувствует, как организован его мозг, как он размышляет, как он работает.
- У актеров основного состава вашего театра большая разница в возрасте, мешает ли это при разборе материала, работе друг с другом?
• Конечно все по разному разбирают и понимают материал, и это не зависит от возраста. Актёры бывают делающего типа - кому достаточно поставить задачу, и думающего типа - это те ребята которые очень глубоко проникают в пьесу. Но это не прямой показатель успешности артиста. Вообще, актерская профессия как раз начинается со слова «делать», надо думать попутно, в репетиции, вот там и должен рождаться разбор. Для меня разбор пьесы - это застойный период, он у нас длится несколько занятий, потому что актеру долго засиживаться за столом нельзя, ведь актёр - действенный человек, он должен все время пробовать. А так, на площадке все равны, не важно - взрослый ты актёр или юный, требования у меня ко всем одинаковые, я всегда стараюсь никому не делать поблажек, только по состоянию здоровья.
- Расскажите про особенные методы при работе с актерами, если они у вас есть
• Бывают моменты когда я не могу чего-то добиться от артиста, приходится психологически воздействовать на человека. Вообще на самом деле есть такие актёры, которых надо сначала выбесить и «уничтожить», чтобы они разозлились, прокричались и начали работать. Это общеизвестная практика у режиссеров. Ведь - люди, по природе своей очень ленивые существа, нам не хочется лишний раз затрачиваться, мы же бережём свою энергию, и здесь лень играет роль защитного механизма. Поэтому надо человека заставить искусственно испытывать какие-то эмоции, в таком случае надо очень сильно постараться. Не могу сказать что я это делаю специально, это получается как-то самостоятельно, но результат от этого есть.
- Актёр - это марионетка в руках режиссёра?
• Конечно марионетка, но очень умная. Это все закономерно, сначала актер марионетка режиссера, а потом когда выходит на сцену - зрители видят только артиста. Есть такая фраза «В хорошем спектакле режиссёр должен умереть в актёре» т.е когда идёт спектакль, зритель не должен видеть работу режиссера, он видит только историю живого человека с которым все происходит. Вся грязная работа которая была проделана зрителю не должна быть видна, потому что все это в идеале должно прийти к тому что актёр присваивает, все что было напридумовано совместно, и выдаёт это за своё. Что значит марионетка, дело в том, что человек который сидит и смотрит из зала, в частности режиссёр, он в любом случае находится вне процесса, он не внутри действия. Раньше режиссуры не существовало, актёры сами себе все придумывали, кто что захотел тот и делает. И вот только потом, в начале 20 века появляется такая профессия, когда в театре поняли, что этот процесс нужно регулировать. Актёр не может видеть все общее действие, он видит только свой рисунок роли, видит то, что в его сцене происходит, а спектакль то гораздо шире. Общую картину отслеживает только режиссёр, поэтому конечно же, выполняя определенную задачу в спектакле, актёр частично является марионеткой.
Журналист: Дарья Коршунова