Имам Шамиль, который восхищал и пугал современников и некоторых ныне живущих людей, сосредоточил свои силы вокруг Ахульго. Основная тактика его боевых действий в первые годы своего «правления» мало отличалась от раннее выбранной горцами тактики – небольшие отряды молниеносно атакуют - сколько могут убить, убивают, что могут схватить - тащат. Каких-либо серьезных прорывов быть и не могло, русская армия имела укрепленные крепости, постоянный подвоз припасов, имело превосходство в походном и артиллерийском вооружение и конечно же, в численности войск.
Так в 1839 году генерал Граббе, командующий «чеченским» направлением двинулся против главных сил Шамиля и вынудил его отступать под натиском до самого Ахульго, которое было взято русскими 22 августа 1839 года. Сам имам Шамиль спасся бегством.
Основной чертой жителей Восточного Кавказа в момент правления Шамиля, стала притворная покорность, в отличие от западно-кавказского театра боевых действий, где все дрались до самого конца. Горцы Северного Кавказа использовали тактику «удара в спину». Как только русские вступали после боя в аул, жители его проявляли покорность, как только русские удалялись, жители аула брались за оружие.
В 1840 году имам Шамиль появляется в Чечне, где после встречи с тамошними жители был объявлен имамом Чечни в столице Дарго. Время, которое было нужно для укрепление своих позиций, Шамиль получил от Западного Кавказа, где состояние русских войск стало критическим. Наскоро возведенные крепости начали рушиться, лихорадка, которая была обычным явлением на черноморском побережье начала косить русские войска. 7 февраля горцы смогли взять форт Лазарев – уничтожив всех защитников до единого. 29 февраля пала крепость Вельяминовская. 23 марта укрепление Михайловское. 1 апреля - Николаевский форт. На этом наступление адыгов и убыхов затормозило свою волну. Шамиль за это время успел подчинить себе всю Чечню и вторгнуться в Аварию, где взял себе пару аулов.
Теперь у него хватило сил, чтобы попробовать себя в боях с имперскими войсками. Участившиеся нападения на войска по берегам Терека чуть не привели к потере русскими Моздока. В 1841 году Авария вспыхнула восстанием под предводительством Хаджи-Мурата. Для подавления восстания было отправлено 900 человек и 2 орудия во главе с генералом Бакуниным. Восставших обнаружили в ауле Цельмес. Аул был окружен. Битва продолжалась почти целый день и русским удалось взять половину села, когда на помощь Хаджи-Мурату пришел Шамиль. Не выдержав натиска атакующие побежали, в битве погиб и генерал Бакунин. Аварцы преследовали русских до Хунзаха, где были с трудом остановлены.
Теперь уже чеченцы начали проводить свои карательные экспедиции – набеги начали происходить на Военно-Грузинской дороге, пало поселение Александровское и нависла угроза над Назранью.
Генералы Граббе и Головин решили взять инициативу в свои руки и атаковали Шамиля близ аула Чиркей. Шамиль отступил, но его люди сумели взять аул Гергебиль, тем самым перекрыв сообщение русских войск с Аварией.
Тяжелое положение русских
В мае 1842 года почти 5 000 горцев под предводительством Шамиля отправились в поход на Дагестан, чтобы присоединить к своим владениям южную его оконечность. Воспользовавшись их отсутствием, генерал Граббе с 12 батальонами пехоты, ротой саперов, 350 казаками и 24 пушками выступил по направлению к столице Имамата Дарго. Против десятитысячного отряда русских было собрано всего полторы тысячи – две тысячи ауховских чеченцев. Бои в горных ущельях проходили с 30 мая по 2 июня, горцы использовали тактику рассыпного строя, не вступая с русскими в затяжной бой. Имея несколько трофейных пушек, чеченцы не стали располагать их на одном участке и постоянно, на руках перетаскивали их к нужному очагу сопротивления. Когда число убитых перевалило за 1700 солдат (по данным Г.И. Флипсона – 4 000 человек) и 66 офицеров, генерал Граббе отдал приказ к отступлению (при 600 убитых у чеченцев). Победа в битве давали дополнительные баллы к влиянию Шамиля на кавказские народы, а Граббе был отстранен от командования.
Неудачи русских войск за период с 1840 по 1842 год заимел эффект «пораженческих мыслей». В высших кругах начали поговаривать о вреде наступательных операций. Военный министр князь Чернышев, убедил императора подписать указ о запрете всех военных действий, кроме обороны с 1843 года. Свои убеждения Чернышев подкреплял увиденным лично на Кавказском фронте. Он как раз оказался там во время возвращения батальонов генерала Граббе после Ичкерийского сражения.
Вынужденное бездействие русских войск воодушевило горцев. 31 августа 1843 года Шамиль занял село Унцукуль, разгромив русский отряд, шедший на деблокирования защитников. Усилившиеся атаки бойцов Шамиля привели к потере ряду аулов, а к концу сентября 1843 года потери русских уже были в 1500 солдат и 55 офицеров, при 12 потерянных орудиях. Горские общества, лояльные Российской империи были теперь отрезаны от «большого брата», а боевой дух русских воинов критически падал. 28 октября Шамиль окружил Гергебильское укрепление и менее чем за 2 недели взял его, когда из защитников укрепления осталось 50 измученных бойцов. Летучие горские отряды прервали сообщения с Кизляром, Дербентом и другими важными центрами.
В 1844 году, Хаджи-Мурат решил взять Кумых, но ослушавшись приказа, армянский князь на русской службе Моисей Аргутинский-Долгоруков решил атаковать горцев первым. В завязавшемся бою русские войска одержали убедительную победу. Это послужило толчком к воодушевлению по всей Кавказской линии. Шамиль терпит поражение у села Андреево от полковника Козловского, а дагестанцы были разбиты отрядом генерала Диомида Пассека. На Лезгинской линии генерал Шварц атаковал аул Илису, подчинив его русским и развив наступление, завладел всем Даргинским округом Дагестана. Видя очевидные успехи русского оружия, высочайшая ставка меняет свое решение с обороны на наступление, и назначает на должность главнокомандующего графа Воронцова.
Уже в мае 1845 года императорская армия вторглась в пределы Имамата Шамиля с нескольких направлений. 5 отрядов, одним из которых командовал сам граф Воронцов, не встречая особого сопротивления прошли по горному Дагестану, Андии и направились к Дарго, столице Имамата. В последующем сражении русские потеряли до 4000 убитыми, 4 генерала и 168 офицеров. Результатом стало взятие Дарго, в ходе которого аул был сожжен. Довольный выполненным личным поручением императора, граф Воронцов вернулся на свои позиции за линией.
После падения столицы, 1846-1848 года прошли довольно тихо, по сравнению со всеми годами войны. Горцы предпринимали попытки захвата укреплений, но за столько лет войны, не имея такого человеческого и хозяйственного ресурса, все попытки были тщетны. Да и русские решили передохнуть, ограничившись небольшими карательными экспедициями.
В 1848 году Гергебиль пал под ударом князя Аргутинского-Долгорукова. В 1849 году Аргутинский потерял много людей при штурме аула Чоха, который так и не смог взять. Поэтому было принято решение вернуться к тактике генерала Ермолова – вырубать леса, чтобы не давать горцам возможности к засадам и скрытному отступлению. С 1849 года по 1851 год были вырублены огромные пространства дикого леса, как в Чечне, так и на Черноморской линии.
В 1851 году было выбрано направление - решительное наступление на абадхехов, чьи плодородные земли между реками Белой и Лабой больше были нужны русским поселенцам, нежели местным жителям. Сопротивление было быстро подавлено, а абадзехи разгромлены и частично истреблены. 1852 год ознаменовал проникновением русского солдата вглубь Чечни, на следующий год была спланирована крупная атака, чтобы закончить с сопротивлением русской колонизации.
Но мировые державы помешали планам кавказских наместников. Для Российской империи началась Крымская война.
Продолжение следует…
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!