Найти в Дзене
Культурный слой

"Ах, эти черные глаза". История известнейшего танго

Кадр из фильма "Мое последнее танго" (Испания, Аргентина, 1960 г.)
Кадр из фильма "Мое последнее танго" (Испания, Аргентина, 1960 г.)

Оскар Строк - ныне признанный "король танго". Его любовь к этому жанру началась именно с "Черных глаз". А любовь к жанру началась с влюбленности в человека. Танго - танец страсти. Чему же и быть поводом к его написанию, как не страстному увлечению?

В конце 20-х годов XX века Строк - уже довольно известный в Риге композитор - затеял издавать журнал "Новая Нива". При издательском доме работал магазин. Вот там и увидел он ее - свою новую сотрудницу, черноокую красавицу Лени Либман. Девушка приехала из Валмиеры, что недалеко от Риги, и устроилась в магазин Оскара продавщицей нот.

Их роман был стремителен. Рига - город небольшой, так что скоро поползли сплетни. Но жена Оскара Луиза старалась ничем не выдать, что слухи дошли и до нее.

А Лени предложила ему уехать в Париж. Обдумав ее предложение, Строк решился - он надеялся, что его журнал найдет там спрос среди русских эмигрантов, и "Новая Нива" будет выходить уже в двух странах. Так и стал он жить на два дома и две страны. В конце каждой недели приезжал в Ригу - забирал макет журнала для парижской типографии и встречался с женой и детьми. В понедельник возвращался в Париж, к Лени.

Однако казавшийся таким безукоризненным бизнес-план не оправдал себя на деле - большую часть тиража журнала не удавалось продать. К неудаче в делах добавился и разрыв с Лени. Она покинула Париж и Оскара. Возможно, она была разочарована не только материальной неустроенностью. Год они прожили вместе, но Оскар Строк так и не решился подать на развод с Луизой. А Лени хотела замуж.

Оскар Строк вернулся в Ригу. Однажды, зайдя в Еврейский клуб выпить чашечку кофе, он увидел Лени. Рядом с ней сидел немолодой коммивояжер Пальти. Вот за кого она собралась замуж! Несмотря на то, что Пальти был женат и имел нескольких детей. Заметив Строка, его удачливый соперник толкнул Лени, и, хохотнув, показал на него пальцем. Миг - и в коммивояжера полетела тарелка с пирожными. Теперь, глядя на испачканного, облепленного бисквитами жениха Лени, захохотал Строк. Эта "кондитерская история" долго передавалась в Риге из уст в уста, обрастая новыми впечатляющими подробностями.

А Оскар Строк, как и положено композитору, излил свои печаль и разочарованность в пленительной мелодии, навсегда связавшей воспоминания о черных глазах с ритмом танго. "О, эти черные глаза меня пленили..."

Оскар Строк. Фото из открытых источников
Оскар Строк. Фото из открытых источников

Как ни странно, Георгу Берзиню, владельцу дансинг-кабаре "Альгамбра", в котором работал тогда Строк, танго не понравилось. Не разглядел он в нем будущего шлягера. Однако счастливый попутный ветер судьбы занес в это время в Ригу с концертами знаменитый оркестр Марка Вебера. Строк решился показать маэстро Веберу свое сочинение. Тот сразу оценил эту вещь и уже через три дня в финале концерта в переполненном рижском Эдинбургском театре объявил заключительный номер программы - новое танго "О, эти черные глаза", назвав произведение шедевром. Это был настоящий триумф. Овации, потрясшие театр, были такими сильными, что пожарные бросились расчищать выходы, опасаясь обвала потолка. С этого дня началась всемирная слава "Черных глаз".
Одна из первых записей танго "Черные глаза", 1930 г.

Но, как это часто бывает, известность автора не всегда успевает за известностью его произведения. В конце 60-х во Франции вышла пластинка с песнями и романсами разных стран. Среди них оказалось старинное танго "Черные глаза" (без указания автора) в исполнении японского певца Еити Сугавара (на японском языке). Каким-то образом эта пластинка попала в Москву, к радиорежиссеру Екатерине Тархановой, создателю еженедельной передачи "Музыкальный глобус". Екатерина Павловна переписала на пленку танго "О, эти черные глаза" и подарила Анатолию Горохову, ведущему передачи "После полуночи", который вставил эту песню в очередной выпуск своей передачи, объявив так, как значилось на обложке пластинки и в картотеке радио: "Старинное танго "Черные глаза". Автор неизвестен". Песня много раз повторялась в эфире по просьбам слушателей, и каждый раз объявляли, что автор ее неизвестен. Пока однажды в радиоредакцию не позвонил сын композитора, Евгений Оскарович Строк. Он рассказал о своем отце. И еще о том, что когда его, Евгения, дочка Таня сказала в школе, что танго "Черные глаза" написал ее дедушка, над ней стали смеяться, обвиняя во вранье. В следующей передаче Анатолий Горохов снова поставил знаменитое танго и рассказал о его авторе. Это было в 1970 г. Вскоре произошло и личное знакомство радиоведущего и композитора. Оскар Давидович вручил Анатолию Горохову ноты совершенно нового своего сочинения. "Я мечтал, чтобы хоть одна моя песня была написана на стихи Горохова. Я вас прошу - напишите, может быть, это моя лебединая песня". (Тут надо пояснить, что Анатолий Сергеевич Горохов не только радиоведущий, но и известный поэт-песенник. Достаточно назвать "Королеву красоты", "Наша служба и опасна и трудна", "Пингвины" - все эти песни широко известны.)

Анатолий Горохов в 60-е гг. Фото из открытых источников
Анатолий Горохов в 60-е гг. Фото из открытых источников

Анатолий написал текст к этой мелодии. Так появилось танго "Звездное счастье". Песня была записана в исполнении певца Юрия Гуляева и вышла в 1971 г. на гибкой пластинке - вкладыше журнала "Кругозор", став первым танго Оскара Строка, вышедшем в СССР открыто с упоминанием имени автора после свыше чем двадцатилетнего запрета на него (с 1948 года).
Давайте послушаем это одно из последних произведений "короля танго".

И в заключении - "Черные глаза" в исполнении японского певца Еити Сугавара. То самое исполнение, которое волею судьбы способствовало восстановлению авторства этого шедевра.

Ну и как справедливо заметили в комментариях к этому посту, неправильно обойти вниманием, наверное, самое популярное, самое "классическое" для наших слушателей исполнение "Черных глаз" - Петра Лещенко. Так что с удовольствием выкладываю эту запись