Оскар Строк - ныне признанный "король танго". Его любовь к этому жанру началась именно с "Черных глаз". А любовь к жанру началась с влюбленности в человека. Танго - танец страсти. Чему же и быть поводом к его написанию, как не страстному увлечению?
В конце 20-х годов XX века Строк - уже довольно известный в Риге композитор - затеял издавать журнал "Новая Нива". При издательском доме работал магазин. Вот там и увидел он ее - свою новую сотрудницу, черноокую красавицу Лени Либман. Девушка приехала из Валмиеры, что недалеко от Риги, и устроилась в магазин Оскара продавщицей нот.
Их роман был стремителен. Рига - город небольшой, так что скоро поползли сплетни. Но жена Оскара Луиза старалась ничем не выдать, что слухи дошли и до нее.
А Лени предложила ему уехать в Париж. Обдумав ее предложение, Строк решился - он надеялся, что его журнал найдет там спрос среди русских эмигрантов, и "Новая Нива" будет выходить уже в двух странах. Так и стал он жить на два дома и две страны. В конце каждой недели приезжал в Ригу - забирал макет журнала для парижской типографии и встречался с женой и детьми. В понедельник возвращался в Париж, к Лени.
Однако казавшийся таким безукоризненным бизнес-план не оправдал себя на деле - большую часть тиража журнала не удавалось продать. К неудаче в делах добавился и разрыв с Лени. Она покинула Париж и Оскара. Возможно, она была разочарована не только материальной неустроенностью. Год они прожили вместе, но Оскар Строк так и не решился подать на развод с Луизой. А Лени хотела замуж.
Оскар Строк вернулся в Ригу. Однажды, зайдя в Еврейский клуб выпить чашечку кофе, он увидел Лени. Рядом с ней сидел немолодой коммивояжер Пальти. Вот за кого она собралась замуж! Несмотря на то, что Пальти был женат и имел нескольких детей. Заметив Строка, его удачливый соперник толкнул Лени, и, хохотнув, показал на него пальцем. Миг - и в коммивояжера полетела тарелка с пирожными. Теперь, глядя на испачканного, облепленного бисквитами жениха Лени, захохотал Строк. Эта "кондитерская история" долго передавалась в Риге из уст в уста, обрастая новыми впечатляющими подробностями.
А Оскар Строк, как и положено композитору, излил свои печаль и разочарованность в пленительной мелодии, навсегда связавшей воспоминания о черных глазах с ритмом танго. "О, эти черные глаза меня пленили..."
Как ни странно, Георгу Берзиню, владельцу дансинг-кабаре "Альгамбра", в котором работал тогда Строк, танго не понравилось. Не разглядел он в нем будущего шлягера. Однако счастливый попутный ветер судьбы занес в это время в Ригу с концертами знаменитый оркестр Марка Вебера. Строк решился показать маэстро Веберу свое сочинение. Тот сразу оценил эту вещь и уже через три дня в финале концерта в переполненном рижском Эдинбургском театре объявил заключительный номер программы - новое танго "О, эти черные глаза", назвав произведение шедевром. Это был настоящий триумф. Овации, потрясшие театр, были такими сильными, что пожарные бросились расчищать выходы, опасаясь обвала потолка. С этого дня началась всемирная слава "Черных глаз".
Одна из первых записей танго "Черные глаза", 1930 г.
Но, как это часто бывает, известность автора не всегда успевает за известностью его произведения. В конце 60-х во Франции вышла пластинка с песнями и романсами разных стран. Среди них оказалось старинное танго "Черные глаза" (без указания автора) в исполнении японского певца Еити Сугавара (на японском языке). Каким-то образом эта пластинка попала в Москву, к радиорежиссеру Екатерине Тархановой, создателю еженедельной передачи "Музыкальный глобус". Екатерина Павловна переписала на пленку танго "О, эти черные глаза" и подарила Анатолию Горохову, ведущему передачи "После полуночи", который вставил эту песню в очередной выпуск своей передачи, объявив так, как значилось на обложке пластинки и в картотеке радио: "Старинное танго "Черные глаза". Автор неизвестен". Песня много раз повторялась в эфире по просьбам слушателей, и каждый раз объявляли, что автор ее неизвестен. Пока однажды в радиоредакцию не позвонил сын композитора, Евгений Оскарович Строк. Он рассказал о своем отце. И еще о том, что когда его, Евгения, дочка Таня сказала в школе, что танго "Черные глаза" написал ее дедушка, над ней стали смеяться, обвиняя во вранье. В следующей передаче Анатолий Горохов снова поставил знаменитое танго и рассказал о его авторе. Это было в 1970 г. Вскоре произошло и личное знакомство радиоведущего и композитора. Оскар Давидович вручил Анатолию Горохову ноты совершенно нового своего сочинения. "Я мечтал, чтобы хоть одна моя песня была написана на стихи Горохова. Я вас прошу - напишите, может быть, это моя лебединая песня". (Тут надо пояснить, что Анатолий Сергеевич Горохов не только радиоведущий, но и известный поэт-песенник. Достаточно назвать "Королеву красоты", "Наша служба и опасна и трудна", "Пингвины" - все эти песни широко известны.)
Анатолий написал текст к этой мелодии. Так появилось танго "Звездное счастье". Песня была записана в исполнении певца Юрия Гуляева и вышла в 1971 г. на гибкой пластинке - вкладыше журнала "Кругозор", став первым танго Оскара Строка, вышедшем в СССР открыто с упоминанием имени автора после свыше чем двадцатилетнего запрета на него (с 1948 года).
Давайте послушаем это одно из последних произведений "короля танго".
И в заключении - "Черные глаза" в исполнении японского певца Еити Сугавара. То самое исполнение, которое волею судьбы способствовало восстановлению авторства этого шедевра.
Ну и как справедливо заметили в комментариях к этому посту, неправильно обойти вниманием, наверное, самое популярное, самое "классическое" для наших слушателей исполнение "Черных глаз" - Петра Лещенко. Так что с удовольствием выкладываю эту запись