Найти в Дзене
Море и космос

Хотинeнко высказался о кино в космосe

Фото: roscosmosofficial/Instagram.
Фото: roscosmosofficial/Instagram.

Скандальный марафон в свeтe намeрeния соeдинить кино и космос случился на днях.

Накануне Дня России исполнительный директор по пилотируемым программам Роскосмоса, Герой России, космонавт Сергей Крикалев лишился должности. Причиной стала его критика предстоящих киносъемок на МКС, что космонавт подтвердил в ответе на вопрос «Открытых медиа».

С самого обнародования идеи съемок на орбите, куда осенью должны отправиться актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко, замысел был воспринят неоднозначно. Эпизоды фильма с рабочим названием «Вызов» планируется снимать в космосе две недели. Кроме того, к съемочным задачам, как выяснилось, актрисе собираются добавить и некие «научные исследования».

У целого ряда космонавтов, специалистов и блогеров стали возникать вопросы о необходимости таких съемок – как в связи с финансированием, так и в связи с расписанием рабочих программ самих космонавтов. Однако, видимо, правомерен и вопрос: насколько необходимо «взбираться» на орбиту с точки зрения художественного воплощения замысла?

МиК обратился за комментарием к Народному артисту РФ, режиссеру Владимиру Хотиненко – постановщику фильмов «Родня», «Мусульманин», сериала «Достоевский» и многих других знакомых широкому зрителю лент.

Режиссер Владимир Хотиненко. Использовано фото ОП РФ.
Режиссер Владимир Хотиненко. Использовано фото ОП РФ.

«По поводу уровня художественности и какими средствами создается образ. Дело в том, что это все равно всегда будет носить характер субъективный. Черный квадрат – для многих это просто ничего. А для кого-то это произведение искусства. К сожалению, тут диапазон определений настолько обширный, что … в общем и целом, с моей точки зрения, это так или иначе определяется на уровне чувства - когда ты достаточно образован, когда ты достаточно начитан. И то: человек достаточно не образованный, деревенский, может выйти и восхититься заходом солнца.

Четкую формулировку дать - что такое искусство, что такое не искусство, сейчас невозможно. Когда-то это было возможно. Потому что искусством считалось то, что «искусно», - то есть человек искусно умеет рисовать и т.д. Сейчас эта сторона – ну, в общем, исчезла.

В каком-то музее, уж не помню точно каком, просто вывесили ветку – вот «искусство».

Я был бы согласен, если бы этому термин придумали. Вот, например, инсталляция. Но не называйте это, бога ради, искусством. Однако сейчас это все запутано-перепутано. Меня удивляют эти вещи.

Сегодня картина мира в этом смысле запутана. Законсервированная акула – она стоит бешеных денег и считается произведением искусства.

И вот идея фильма в космосе. Это настолько новое явление, что тут сам момент сенсационности имеет большое достаточно значение. Я даже не хочу комментировать. Надо молиться, чтобы долетели и живые прилетели. Вот и все…»