Стоит начать с того, что даже самые бескомпромиссные знания всегда имею продолжение в бесконечном процессе познания. А это значит, что любое знание есть лишь часть неизведанного процесса. Вот и получается, что любое учебное заведение не может дать знаний. Оно создаётся не для этого.
Школа, всегда даёт не знания, а учит маленького человека их добывать.
Все талантливые учителя поняли эту истину и осознанно, а порой и неосознанно работают не над процессом обучения, а над процессом представления способов добывать знания.
Вообще, можно ли научить человека чему-то? Это примерно то же, что попытаться выучить за кого-то стихотворение.
Смотрите, как наглядно трактует словарь, что такое знание:
«ЗНАНИЕ – результат процесса познания действительности»
То есть, чтобы добыть знание, необходимо окунуться в процесс познания.
А что такое познание?
«ПОЗНАНИЕ - процесс творческой деятельности людей по освоению действительности, формирующий знания о ней (включая и знания о самом человеке), на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий»
Назначение школьного процесса как раз и заключается в том, чтобы возбудить в человеке процесс творческой деятельности по освоению действительности.
В процессе познания учитель призван представить ученику методы познания, для того, чтобы обрести заветное знание. Само по себе знание заключается не в том, что человек что-то знает, а в том, как он умеет применить полученную информацию на практике. Какая цена знанию, если человек не способен им пользоваться?
Но, что бы пользоваться знанием, нужен ещё и опыт. А опыт нарабатывается только самим человеком, через призму его способностей, начиная с физического развития, психологических особенностей, моторики, и заканчивая самым значимым свойством – памятью.
Выучить за кого-то никто ничего не может. Учится человек всегда сам. Учитель только показывает ему, как это делать лучше. Точнее, не как лучше, а как обязывает его утверждённая методика преподавания данного предмета.
А методика вещь спорная. Кому-то она подходит, а кому-то совсем никак.
Люди приходят в этот мир уже «заточенные » под свою жизненную задачу. Душа человека точно знает, что ему нужно, а что нет. И если во взрослой жизни знания в области химии, или высшей математике востребованы не будут, то возбудить творческого процесса в ученике по этим предметам преподаватель никогда не сможет.
Знания добываются из разных источников. В нашем мире это материальные источники: книги, рукописные тексты.
Виртуальные источники – это те же тексты, видео ролики.
Привить умение найти нужную информацию, а затем научиться ею пользоваться - это и есть первейшая задача для школы.
Однако познание не замыкается на материальных и виртуальных источниках.
Есть очень интересная поговорка: «Утро вечера мудрёнее». Она отражает суть истинного процесса познания.
Человек, как правило, зацикливается на материальных источниках информации, забывая, что написанное в книгах и учебниках тоже откуда-то было получено. Откуда-то, кем-то, при определённых обстоятельствах, и для вполне определённых целей.
Когда в порыве творческого процесса возникает внутренний конфликт, как следствие недостаточно полной информации в познании, в период сна человеку даётся решение проблемы.
Но, получение истинных знаний во сне, это самая грубая форма подключения к информационному полю. Есть такое понятие, как медитация. Для многих это слово ругательное. Ругательное потому, что неправильно и неполно создан образ этого понятия.
На самом деле медитация очень ёмкое и многовариантное состояние подключения к информационному полю. Человек начинает медитировать уже на стадии, когда он вспоминает, что забыл поставить на сигнализацию машину на стоянке. Или когда начинает тосковать по шёпоту ласковых волн тёплого моря.
Что уж говорить, о творческом процессе увлечённого человека, проникающего остриём своего сознания в глубинные сферы строения вещества, пульсирующих энергий. Именно там и живут знания.
Знания никогда не умещаются в ответах «Да» или «Нет», как это представлено в вопросах Единых Государственных Экзаменов (ЕГЭ). Полноту знаний можно определить только в творческой дискуссии по защите проекта, который выполнил ученик. Только в этом случае можно оценить степень усвоенной информации, высоту творческого решения и перспективы дальнейшего образования. А потому, что оценка уровня знаний в этом случае совсем другая. Нет нужды оценивать объём информации, который постиг ученик. Кому это объём нужен? А главное, для чего?
При защите проекта оценивается умение манипулировать информацией, её практическое применение, и самое главное – степень творческого процесса в разработке проекта.
Истинные знания не имеют авторитетов, установок, ограничений. Они не имеют каких-то запретов в использовании. Знания даются человеку не зависимо от его образования. Тому множество примеров из жизни людей, великих исследователей, учёных и изобретателей, которые не имели «корочек» об окончании университетов и институтов.
Эти люди обладали единой характерной особенностью: они пытливо изучали то, что им было интересно, то, что они всем сердцем хотели постичь. Как оказалось, никакие учебные заведения для этого не нужны и в своём творчестве эти люди превзошли научные институты и оборудованные лаборатории.
Знания даются только в меру способности человека их принять. Они приходят из пространства по запросу, почти точно так же, как в библиотеке читателю приносят заказанные материалы. И ему остаётся только разобраться в них и почерпнуть то, что он хотел найти.
Но, для этого нужно знать, что именно заказывать и как этим пользоваться. Вот эти навыки и должна прививать школа.
Спасибо за внимание.