Найти тему
Александр Хлупин

Окрошечно. Летний рассказ. Часть 1

Публицистика - это, конечно, хорошо. Но помимо прочего я пишу и художественные произведения. До недавнего времени я их здесь по разным причинам не публиковал. Но всё-таки решился. Надеюсь, это будет интересно моим читателям. Тем более, что представленный рассказ весьма актуален. На улице лето. С каждым днём погода всё жарче. И хочется окрошки. О ней и не только о ней представленное произведение. Автор обложки - художник Сергей Душкин, о творчестве которого можно прочитать здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5cea6ef45ee93800b37fdb6a/bogata-rossiia-talantami-hudojnik-i-poet-sergei-dushkin-vse-vozmojno-5e4ad7f55bdc2e1b307d479e

#Лето. #Семья. #Работа. Всё гармонично смешано в этом литературном произведении, будто в самом почитаемом народом летнем кулинарном блюде.

#Жара. #Люди. #Мысли. Разговоры. Вкусно и неожиданно! Динамичный, наполненный тонкой иронией и юмором сюжет. Читайте, и пусть лето будет с нами как можно дольше!

Окрошечно.

Наступило лето. Самое ожидаемое в известных широтах время. Ещё бы! Большую часть года здесь царит хмарь, сырость, лед и унылая апатия. И только летом исстрадавшаяся от мокрого холода земля нежится в теплых солнечных лучах. Природа оживает, расцветает и зовет на свидание. Люди с радостью скидывают теплые куртки, ботинки и штаны, после чего облачившись в яркие футболки и шорты отправляются на улицу. Просто посидеть на лавочке возле подъезда в тени тополей и лип. В парк, поваляться на мягкой траве. На пляж, купаться в прудах, озерах и реках. Многие покидают родные пенаты и едут к морю. Потому как на курортных побережьях нашей страны с комфортом можно отдохнуть лишь летом. Да, там, конечно, теплее, чем в средней полосе, но все равно, это не Африка и не Майями. Так уж сложилось географически и климатически. А потому наши люди радуются лету как оголтелые. Ведь нужно столько успеть! Нужно в стольких местах побывать! Необходимо столько увидеть и попробовать до наступления нового холодного безвременья!
        А какое самое любимое блюдо в летнюю жару? Правильно, окрошка. Хотя многие люди относятся к окрошке пренебрежительно. Мол, что это за бурда такая?! Мол, залили салат квасом или кефиром и едят с аппетитом. Не проще ли отдельно съесть салат, а потом выпить тот же квас?! Нет, не проще! Готовка окрошки и ее поедание – это особый летний ритуал. И не нужно портить его своим излишним скепсисом, не нужно! Окрошка – это традиция и несомненная польза! Рецепты приготовления окрошки появились ещё на заре русской кулинарной литературы, в конце XVIII века, в частности, в труде Николая Осипова «Старинная русская хозяйка, ключница и стряпуха», а родственное ей блюдо —ботвинья упоминается ещё раньше, в «Домострое». Образ окрошки как символа эклектики («махистская окрошка») использует Ленин в своей работе 1908 года - «Материализм и эмпириокритицизм».
       Миша ехал в электричке и мучился от неимоверной духоты. Нет, ну спрашивается, какому такому инженеру пришла в голову идея построить вагоны с форточками, которые не открываются полностью, а лишь откидываются на сорок пять градусов?! О чем он вообще думал этот инженер! Вот в старых вагонах форточки опускались вниз полностью, а потому обеспечивалась полноценная циркуляция воздуха в помещении. И людям, битком набившим железное нутро вагона, было относительно комфортно ехать. Понятно, что новые вагоны, скорее всего, проектировались с расчетом на то, что в них летом будет работать кондиционер. Во всяком случае, должен работать. Но не работает! Почему? Ну, почему, почему… С учетом окружающих реалий этот вопрос скорее риторический. Не работает и все тут. А потому Миша ехал и обливался потом от жары.
      - Миша! – растягивая последнюю гласную букву, говорила ему накануне жена Галя. - Что ты ноешь! Всем тяжело! Я тоже мотаюсь на работу в электричке! И ничего!
      - Как ты можешь сравнивать?! – срываясь на крик парировал ей Миша. – Тебе ехать до работы всего полчаса. А мне два с половиной! По неимоверной жаре! В толпе потного народа!!!
       - Ой, подумаешь! Один раз проехался и весь истренделся теперь! – презрительно кривя пухлые губы отозвалась Галя.
       - Один раз?! – вопил Миша. – Один раз, да?!!!
       - Ой, а сколько?
       - Да я пятнадцать лет уже так мотаюсь, если ты не заметила!!! – истерил Миша.
       - И что дальше?!
       - Как это что дальше?! Как это что дальше?!!! – орал Миша.
       - Поставь себе памятник, - резюмировала Галя. - Вон, во дворе у нас как раз пустырь. Воздвигни себе…этот…типа…нерукотворный. Сам знаешь из чего.
       - Ты меня задолбала!!!
       Галя лишь фыркнула, махнула на него рукой и, колыхая упитанными телесами, удалилась в комнату смотреть любимый сериал. Миша остался в кухне один. В душе кипела ярость. Эта стерва, думал он, мать его детей, вообще его не понимает! Они прожили вместе пятнадцать лет. И он всегда старался для блага семьи. А на работу эту, давно ему постылую, мотался только ради семьи. И что в итоге получал вместо моральной поддержки, нескольких слов ласки и доброй улыбки?! Махнула рукой и ушла смотреть свой дурацкий сериал. А он остался один. Наедине со своей яростью, возмущением, неудовлетворённостью и унынием.
       - Пропади все пропадом! – прошипел Миша. Резким движением руки он открыл кухонный шкафчик, внутри которого, за батареей банок с крупами была занычена бутылка водки.  Одним рывком он сорвал пробку и пока не успели отобрать, начал ее пить. Теплую, невкусную. Тем более без закуски. Но в эту минуту противный вкус водки стал для него актом морального очищения, мгновением короткой, но такой сладкой мести Гале за все унижения и непонимание. «Вот тебе, вот!» – думал Миша и судорожно глотал, глотал невкусную теплую жидкость. В это время Галя, у которой словно был нюх на выпивку мужа, неожиданно вернулась в кухню и застала его на месте преступления. От неожиданности она не сразу нашлась что сказать. Лишь стояла с выпученными глазами на пухлом лице и хватала ртом воздух, словно выкинутая на берег рыба. Наконец ей удалось выдавить из себя звук.
      - АААААА! – пронзительно заорала Галя. – Паразит!!! Ты что делаешь?!!!
      - Не видишь, что ли?! – заплетающимся языком ответил ей Миша, ненадолго оторвавшись от бутылки. – Водку пью!!!
       И Миша в несколько глотков осушил стеклянную емкость. После чего поставил пустую бутылку на стол и уставился на Галя ненавидящим взглядом.
      - Откуда ты ее взял?! – немного сбавив тон вопросила Галя.
      - Где надо – там и взял! – отрезал Миша. После этого он на неверных ногах направился в спальню, где рухнул поперек супружеской кровати и мгновенно уснул, оглашая комнату громовым храпом. В спальню с интересом, прыская от смеха в кулаки заглядывали Мишины дети – Костя и Любочка.  А их собака Пайка, которую Миша так назвал по причине ее излишней упитанности, радостно бегала от двери комнаты к кровати и обратно, понимая лишь, что происходит нечто веселое, а потому интересное. Наконец она запрыгнула на спину спящего хозяина и начала игриво кусать его за воротник рубашки. Миша ответил собаке несколькими короткими всхрапами.
       Люди в вагоне коротали время как могли. Большинство уткнулись взглядом в свои гаджеты. Выражения лиц словно бы говорили о том, что их обладатели решают глобальные проблемы века. Задумчиво сдвинутые брови, напряженные взгляды, нервно поджатые губы. На самом же деле они скорее всего листали новостные ленты в многочисленных соцсетях, выставляя лайки наиболее понравившимся постам. Некоторые, как правило пожилые люди по старинке читали газеты, церемонно перелистывая большие листы, внимательно глядя в них через стекла очков, с важным видом надувая губы и периодически окидывая публику в вагоне оценивающим взглядом поверх окуляров. Еще немалая часть пассажиров просто дремала, ожидая прибытия электрички на их станции проживания. Те же люди, кто по разным причинам не успели занять пусть и не слишком удобное, но все-таки сидячее место, маялись в узком проходе между рядами скамеек, на небольшой площадке при входе в салон вагона и в тамбуре. Они переминались с ноги на ногу, нервно отдувались и перекладывали тяжелые сумки и пакеты из одной руки в другую.
       Мише повезло. Он успел занять сидячее место. Хоть и с краю скамьи, но все-таки это лучше стоячки в проходе или тем более в тамбуре. Он даже успел купить четыре банки пива, которые теперь приятно холодили колени через стенку его кожаного портфеля. Миша огляделся по сторонам и извлек из портфеля первую банку. Отработанным движением засунул ее в непрозрачный пакет и лишь после этого открыл. Теперь можно спокойно пить. Все необходимые нормы соблюдены. И никто ему не предъявит претензий относительно распития алкоголя в общественном месте.
       Миша сделал первый глоток. Холодная, пенящаяся, чуть горьковатая жидкость растеклась по разгорячённому горлу подобно ледяной волне океана, внезапно окатившей взорвавшийся вулкан. Миша глотал живительную влагу закрыв от удовольствия глаза. Из нирваны его вырвал звонок мобильника. Не отрываясь от банки, он глянул на дисплей. «Любимая». Увидев эту надпись, он мгновенно утратил короткий миг блаженства. Идея так поименовать Галю в списке контактов, разумеется, принадлежала не ему. Поморщившись, он решил не отвечать и продолжил пить столь сладостный для него напиток. Но Галя настойчива. И за первым звонком последовал второй, третий…десятый. На одиннадцатый вызов, успев к этому времени выпить две банки, Миша все-таки решил ответить. Не отстанет ведь!
   - Да, Галь, - приглушенно начал он.
   - Миш, - растягивая вторую гласную ответила Галя, - ты чего это не отвечаешь?
   - В электричке еду. Не услышал, - играя желваками и кривя злобные рожи сказал Миша.
   - А чего это ты не услышал? Ты что, с ней?!
   - Блин горелый, - начал заводиться Миша. – С кем с ней?! Я же сказал – в электричке!
   - Сфотографируй.
   - Что сфотографировать?
   - Электричку.
   - Это еще зачем?! – опешил Миша. За годы совместной жизни он уже должен был привыкнуть к причудам жены, коих имелось великое множество. Но, видимо есть вещи, к которым привыкнуть невозможно.
   - Чтобы я могла убедиться в правдивости твоих слов.
   - Ты вообще обалдела!
   - Кто обалдела?! Это ты мне?!
     Миша нажал на кнопку отбоя. С остервенением выдернул из портфеля третью банку. Резко дернул открывающее кольцо. Успевшее нагреться в сауне вагона пиво, радостно пенясь, вырвалось из банки, словно неудержимый гейзер. Пиво залило Мише руки, пакет, натекло на портфель, капнуло на смартфон. И без того заведенный Миша громко выругался.
    - Что вы себе позволяете, молодой человек?! – возмутилась седенькая бабулька в очках и с саженцами в руках.
    - Да, парень, ты вообще, что ли о…?! – поддержал бабушку тучный мужчина с водочным перегаром.
      Миша хотел было им что-то возразить, типа: «Нет, что вы, господа! Сегодня просто я не в духе! Ибо лето наступило! И хочется мне птицей перелётною устремиться в сторону южных берегов! Где моря гладь и неба синь… Иль неба гладь и моря синь! Хотел бы я лететь туда отсель! Хотел бы, да грехи не пускают!». Кстати, о грехах. У Миши снова зазвонил мобильный. «Любимая» собралась с силами для контратаки.
   - Да, Галь! – слизывая пиво с пальцев ответил ей Миша.
   - Что «Да, Галь»?! – отчаянно «гэкая» ответствовала возмущенная супруга. – Ты почему трубку бросил, стервец?!
   - Да, потому что! – устало отозвался Миша, отхлебывая пиво из банки.
   - Это не ответ! – гнусаво отразила его безразличие Галя. – И чего это ты там чмокаешь? Пиво небось пьешь?!
   - Пью. Жара неимоверная.
   - Вот алкаш! – начала заводиться Галя. – Жара, туман иль холод, а Мише выпить был бы повод!!!
   - Галь, ты уже стихами говорить начала!
   - С тобой ещё и плясать начнёшь!!! Опять в зюзю налакается и домой заявится пьяный, как свинья!!!
     Миша хотел было снова нажать на кнопку отбоя, но прозорливая Галя опередила его властным окриком.
    - И не сметь бросать трубку мне!!! Ты какого опять пьешь, а???!!!
    - Я уже сказал какого.
    - Вот позвоню твоей маме и все расскажу!!! Вот она тебе устроит!!!
    - Давай, звони! – смачно отхлебнув из банки, сказал Миша. – Проблемой больше, проблемой меньше, уже без разницы!
    - Что?!!! – завопила Галя так, что Миша даже вынужден был отодвинуть динамик смартфона от уха. – Так вот ты меня кем считаешь!!! Ну, все, Миша, держись!!! Уж я тебе устрою!!!
    - Давай-давай! – отмахнулся Миша и снова сделал большой глоток. – Электродрель в юбке!
    - Что?!!! Ты еще и оскорбляешь!!! Да как же тебе не совестно!!! Как ты вообще позволил себе такое, алкаш недоделанный!!!
    - Знаешь, что, Галя?!!! – допив третью банку и бросив ее в пакет заорал на весь вагон Миша. Бабка в очках от неожиданности едва не выронила саженцы. – Знаешь, что?!!!
   - Ну, что, что?!!!
   - Пошли вы все в ж…!!!!! – припадочно заорал Миша. И со всей силы нажал кнопку отбоя. Да так, что по дисплею смартфона пошла трещина.
     Миша, не обращая внимания на возмущенное шушуканье и неодобрительные взгляды, достал четвертую банку пива и осушил ее в один присест. Сразу стало легче.
     - Мужик! – одобрительно прогудел тучный тип с перегаром и попытался пожать Мише руку. Тот лишь устало отмахнулся.
     - Не, ну как ты ее, а… - бубнил тучный. – Пошли вы все, значица…Ох, молодец! Я вот своей давно мечтаю так сказать… Да, все никак. Достали уже эти бабы со своими нравоучениями! – заключил тучный и злобно глянул на бабку в очках. Та испуганно схоронилась за свои саженцы.
     Тут снова зазвонил Мишин телефон. «Любимая» вернулась из небытия и готовилась нанести ответный удар. Весь вагон с трепетом ожидал продолжения баталии. Люди даже забыли о дикой жаре и духоте. Какая там жара, когда тут такие страсти кипят!
    Миша нажал на клавишу ответа. Не успел он еще ничего сказать, как оттуда раздался грозный Галин рык:
     - Послушай меня!!!
     - Нет, это мы меня послушай!!! – попытался сразу же перейти в контратаку Миша, но голос предательски сорвался.
     - Я сказала, слушай меня!!! Я твоя жена!!! Мать твоих детей!!! Я все делаю ради семьи, понял!!!
     - Ага, - фыркнул Миша. – И деньги транжиришь в своих интернет-магазинах тоже ради семьи!!! Шкафы забиты твоим барахлом доверху!!! А тебе все одеть нечего!!!!
     - Ты меня еще куском хлеба начни попрекать!!!
     - А я, твой муж, хожу чуть ли не в рванье!!! Тебе самой-то не стыдно?!!!
     - Почему это мне должно быть стыдно, интересно?!
     - Да, потому, что я твой муж, отец твоих детей, пашущий пять дней в неделю на работе, как папа Карло, а на выходных пашущий на тебя как папа Карло в квадрате, хожу при этом одетый чуть лучше бомжа!
     - Нормально ты одет.
     - Да, конечно, нормально!!! Рубашки старые, затасканные!!! Штаны старые, лоснятся уже. Про обувь я вообще молчу.
     - Нормально ты одет.
     - Нет, не нормально! – снова начал заводиться Миша. Тучный мужик с перегаром шептал ему, чтобы он снова послал ее по тому же адресу. Миша лишь вяло отмахнулся.
      - Я не покупаю тебе новые вещи по известной причине.
      - Это по какой еще такой причине?!
      - Потому что если тебя хорошо одеть, к тебе бабы начнут липнуть.
      - Ты совсем уже что ли?
      - Что я совсем?! – всхлипнула Галя. – Уведут тебя из семьи. Что мне тогда делать!
      - Да, хватит тебе уже.
      - Все, не хочу никаких разговоров, - отрезала Галя. – Приезжай быстрее домой.
      - Да, еду же.
      - К нам Ира приехала. И Боряша.
      - Очень хорошо, - отозвался Миша. Хотя визиты сестры жены и ее сына ничем хорошим кроме бесконечного хоровода обычно не заканчивались. После ужина Галя с сестрой усаживались перед телевизором смотреть очередной выпуск их любимой передачи «Дурдом 3», обсуждать его участников, попивать шампанское и грызть семечки. Боряша, Галин племянник, которому прочили будущее звезды отечественного футбола, беспрерывно гонял по квартире мяч, норовя попасть им в упитанную Пайку. К Костику придет какой-нибудь очередной друг, с которым они до посинения начнут резаться в компьютерные игры. Любочка снова громко включит на магнитофоне своих любимых певиц со странными именами, типа Булочка, Конфеточка, Розеточка и т.д. И только Миша будет ощущать себя лишним на этом празднике жизни. В лучше случае повезет развалиться на кровати в спальне с ноутбуком на животе и посмотреть какое-нибудь очередное сенсационное расследование от Вани Лажаненко. Такой вот пятничный вечер в кругу семьи.
    - Тряпка! – презрительно бросил ему тучный мужик с перегаром и вышел на своей станции. Миша лишь вздохнул. Надо же, а ведь еще минут двадцать назад этот дядька чуть ли не автограф собирался у него взять. Переменчива народная любовь, ох, переменчива. А вот и его остановка. Платформа называлась «Заозёрская». И название было вполне оправданным. Буквально в нескольких десятках метров от железной дороги находилось первое из нескольких озёр. Вечер был летний, жаркий. Миша решил искупнуться после душной электрички. Сбросив рубашку и брюки на свой портфель, он не задумываясь устремился в прохладную воду. А дела семейные пускай немного подождут.

Продолжение следует.