Этот материал можно считать условным продолжением предыдущего, посвященного голограммам известных рокеров и моим размышлениям о грядущем развитии этого вида искусства. В той статье я вспомнил некоторые самые значимые достижения в рок-голографической сфере, не пытаясь обозначить даже примерный вектор ее развития, поскольку в таких сложных технологиях любые предсказания останутся лишь домыслами. Главный вывод, который я сделал – голография развивается и количество голограмм с каждым годом будет расти. Причем это касается не только ушедших музыкантов, но и вполне себе ныне живущих.
А в настоящем материале хочу остановиться на других ковидных способах реализации своих творческих амбиций. В условиях карантина, при всех его ограничениях, музыканты находили возможность донести свое художественное видение до поклонников. За время изоляции были испробованы различные варианты представлений, и о многих я рассказывал. Давайте вспомним некоторые из них.
Во-первых, drive-in. Для тех, кто не в курсе, поясню – это концерт на большой парковке для зрителей, не покидающих свои автомобили. В этом формате одним из первопроходцев стала легендарная Доро Пеш – прошлым летом она провела целых три концерта для сидящих в машинах слушателей. По ее словам, "Это не то же самое, что и обычный концерт или фестиваль, но это лучше, чем ничего не делать. Мы все были так счастливы, что смогли выступать. Это было прекрасно".
Инициативу Доро подхватили STEEL PANTHER и SKILLET, которые тоже отметились автоконцертами. Но не все их поддержали. Например, Робб Флинн из MACHINE HEAD назвал формат drive-in "самым дурацким дерьмом, которое я когда-либо видел", а Шмир из DESTRUCTION наотрез отказался их играть, заявив: "Я не хочу отделять от себя моих фанов".
Так же отрицательно к подобного рода выступлениям отнеслись Скорпы и даже сделали такое заявление: “SCORPIONS не заинтересованы в такого рода концертах. У них нет никакой атмосферы ни для зрителей, ни для группы. Нам необходимо общение с аудиторией, а автоконцерт этого не дает. Фаны нас видят, а мы их – нет. Наверное, первые две-три песни еще можно отыграть на высоком уровне, но что будет через час? Не для кого играть, не с кем поговорить, никто не подпевает и это не есть хорошо. Короче, это не для нас".
Ну да ладно, это их выбор, хотя мне больше импонирует позиция фрау Пеш, которая не ноет, а делает хоть что-нибудь. Она, кстати, очень не любит сидеть сложа руки, поэтому, в силу невозможности выступать перед толпой поклонников, решилась еще на одну авантюру – дала полноформатный концерт в абсолютно пустом амфитеатре. Опять же, лучше так, чем ничего.
Чуть дальше от Доро ушли протеже Джеффа Бека, британский женский дуэт BONES UK – они объявили конкурс на лучшего зрителя. Победитель был приглашен на концерт, который BONES UK для него одного и отыграли на арендованном школьном стадионе. Свою позицию девушки объяснили примерно теми же словами, что и Доро: “Нам нужно было найти способ устроить шоу. Нам это было необходимо. Но как это сделать в эпоху COVID-19? Мы решили, что самый надежный способ защитить наших поклонников – это держать их на безопасном расстоянии. То есть рядом с одним фаном не должно быть другого. А что, если… у нас будет всего один зритель? Один-единственный фанат?” Не сказать, что концерт пользовался огромным успехом, но им самим и зрителю очень понравилось.
А недавно мы стали свидетелями еще одной формы представлений – виртуальный концерт провели NIGHTWISH. Разумеется, они не первые из рок-групп вышли в онлайн, до них многие уже обкатали этот формат, например, BRIGHT EYES, AUGUST BURNS RED, да и некоторые российские команды отметились. Но если все они работали, так сказать, в облегченном режиме, то NIGHTWISH развернулись по полной, со всем присущим им высочайшим профессионализмом.
Заранее была создана интернет-площадка, получившая название онлайн-таверны "The Islanders Arms", были отрегулированы различные платежные системы и способы продажи билетов, а главное – проведена очень грамотная маркетинговая кампания, благодаря которой были охвачены поклонники NIGHTWISH практически всего мира.
Но увы. Как бы прекрасно это все ни выглядело, наблюдать любимую группу на экране – совсем не то же самое, что в зале или на стадионе. Той уникальной атмосферы, что возникает во время живого концерта, той, как сейчас стало модным говорить, “химии”, связывающей музыкантов и аудиторию, в онлайне нет и не может быть.
Поэтому я прекрасно понимаю участников Scorpions, когда они говорят об отсутствии обратной связи на такого рода мероприятиях. Давайте не будем забывать, что не только мы, зрители, идем на концерт за эмоциями, но и музыканты тоже в них нуждаются. Возможно, даже больше, чем мы. Потому что их подпитывает наша реакция, придает им сил, и зачастую становится единственной мотивацией, особенно для групп, уже состоявшихся в творческом и финансовом отношении.
Вывод: при всем многообразии выбора альтернативы живым концертам нет. И пока они не вернутся в полном объеме, ни музыканты, ни поклонники не получат эмоционального и психологического удовлетворения. Печально, но факт.
Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте.