В главах 7-16 записано нисхождение двухсот ангелов на Землю, их выбор жён, рождение гигантского потомства от смешения этих ангелов с женщинами и обучение человечества изготовлению наступательного и оборонительного оружия, изготовлению зеркал, изготовлению ювелирных изделий и использованию косметики и красителей в сочетании с уроками колдовства, астрологии, гадания и астрономии – всего того, что Тертуллиан воспринимает как Божественное откровение, когда он осуждает женщину как «врата дьявола»[1] и заверяет её, основываясь на авторитете вдохновенного Еноха, что тирские красители фригийская вышивка, вавилонские ткани, золотые браслеты, сверкающие жемчужины, сверкающие камни оникса и блестящие изумруды, со всеми другими дополнениями элегантного туалета, являются особыми дарами падших ангелов женской слабости.
Приход ангелов умножает грехи на земле, они обречены на «низшие глубины огня в муках», и Енох, как Божий посланник, объявляет им вечность их наказания.
В главах с 17 по 36 даётся графическое описание чудесных путешествий Еноха в компании Ангела, от которого он узнаёт секреты творения и тайны Бесконечности. С вершины высокой горы, «достигающей до неба», он видел сосуды света, грома и молнии, «великую тьму или горы мрака, образующею зиму, устья рек и бездны, камень, поддерживающий углы Земли и четыре ветра, поддерживающие Землю и составляющие столпы небесные» (Енох. гл.18).
Не есть ли это очевидно вдохновенная космология, благодаря которой автор Книги Еноха неосознанно осудил средневековых физиков на костёр за нечестивое провозглашение подвижности Земли? Если вдохновенный пророк видел камень, поддерживающий углы Земли, то насколько непостижима вина людей, способствовавших скептицизму «благодаря» гелиоцентрической теории мироздания, стремительно движущегося вокруг Солнца!
Но разве Книга Еноха не исчезла на века из Европы ещё до гонений на Галилея и мученичества Бруно? Ответ таков: это учение сохранилось, так как многие другие суеверия передавались из поколения в поколение ещё долго после того, как все знания об их происхождении были утрачены теологами, которые принимали их за Божественные.
В «Эволюции христианства» мы находим следующий отрывок из Иринея: «Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть. Ибо, так как четыре стороны света, в которых мы живем, и четыре главных ветра, и так как Церковь распространена по всей земле, а столп и утверждение Церкви есть Евангелие и Дух жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа, отовсюду веющих нетлением и оживляющих людей. Из этого ясно, что устрояющее всё Слово, восседающее на Херувимах и всё содержащее, открывшись человекам, дало нам Евангелие в четырех видах, но проникнутое одним Духом[2]».
Теперь мы признаём, что эта причудливая теория ограниченного числа евангелистов основана на космологии Еноха. И если во втором веке Ириней принял в качестве фактов видения допотопного патриарха, традиционное выживание «краеугольного камня» Земли, несомненно, контролировало ортодоксальную астрономию средневековых богословов.
Продолжая своё путешествие вместе с ангелом Уриилом, Енох увидел тюрьму падших ангелов, в которой из ужасающей бездны поднимались борющиеся огненные столбы.
Он видел места, в которых духи умерших ожидают судного дня. Осматривал деревья Познания и Жизни, вечно плодоносящие, чьи листья, источая ароматные запахи, никогда не увядали. Также видел он «великое и славное чудо» звёзд небесных, выходящих через «небесные врата».
Главы 37-71 описывают второе видение мудрости, представленное в трёх притчах. Первая изображает будущее счастье и славу избранных, которых Енох видел лежащими на ложах в жилищах ангелов или стоящих в неисчислимом количестве перед престолом Божьим, благословляя и прославляя Его небесной песней, Святого Господа духов, перед которым вечно обитает праведность.
Поскольку Енох произносил свои пророчества об избранных ещё до возникновения христианства, важно узнать, в каком смысле он понимал учение об избрании. Язык первой притчи, к счастью, не оставляет места для сомнений: «Праведники будут избраны за свои добрые дела, должным образом взвешенные Господом Духов» (Ен. 38:2). Таким образом проследив до первоисточника эту тему ясно, что избрание означает не что иное, как Божественный «выбор наиболее соответствующих», - теория, более согласующаяся с правосудием Божиим, чем капризный выбор метаморфического Гончара, Чьё произвольное предание формы пластичной глине символизировало в теологии Павла учение о предопределении.
Вторая притча, главы 45-55, требует пристального внимания современных евреев и не евреев, поскольку это либо вдохновенное предсказание великого еврейского пророка, предсказавшего с чудесной точностью будущее учение Иисуса из Назарета, либо семитский роман из которого последний заимствовал Свои представления о триумфальном возвращении Сына Человеческого, чтобы занять судейский престол среди ликующих святых и трепещущих грешников, ожидающих вечного счастья или вечного огня. И будут ли эти небесные видения приняты как человеческие или Божественные, но они оказали настолько огромное влияние на судьбы человечества в течение почти двух тысяч лет, что искренние и беспристрастные искатели религиозной истины больше не могут откладывать исследование связи Книги Еноха с откровением или эволюцией христианства.
В третьей притче, главы 56-68, автор возвращается с пылким красноречием к неисчерпаемой теме мессианской славы и снова изображает счастливое будущее праведников в противовес ужасающим страданиям нечестивых. Так же он отмечает сверхъестественное управление стихиями посредством действий особых Ангелов, управляющих ветрами, морем, градом, морозом, росой, вспышками молний и громом. Приводятся также имена главных падших ангелов, среди которых мы узнаём о некоторых невидимых силах, названных в заклинаниях, начертанных на терракотовых чашах иудейско-халдейского заклинания.
Главы 71-78 содержат "Книгу обращений небесных тел" – Солнца, Луны и звёзд, контролируемых в их движениях Ангелами. Комментируя этот раздел Книги Еноха, архиепископ Лоуренс отмечает: «Эта система астрономии в точности соответствует системе неискушенного, но точного наблюдателя небес. Он описывает восточную и западную части неба, где Солнце и Луна восходят и заходят, разделёнными на шесть разных ворот, через которые эти сферы света проходят в соответствующие периоды. Описание он начинает с тех врат, через которые Солнце проходит в день зимнего солнцестояния. Эти врата Енох называет первыми вратами. Это самая южная точка, которую достигает Солнце, как на восходе, так и на закате и соответствует она знаку Козерога.
Следующие врата Енох называет вторыми. К ним приходит Солнце в своём движении на восток при восходе и на Запад при заходе. Эти ворота соответствуют знаку Водолея.
Следующие соответствуют знаку Рыб. И названы они третьими воротами.
Четвертые ворота в его описании – это те, что расположены на Востоке при восходе Солнца и на Западе при его закате. Они соответствуют знаку Овна. В них Солнце заходит в день весеннего равноденствия. С этих четвёртых врат он начинает свой рассказ о годовом кругообороте солнца и о последовательном изменении продолжительности дня и ночи в различные времена года.
Пятые ворота находятся в продвижении Солнца на север и соответствуют знаку Тельца. А его шестые ворота расположены ещё дальше на север, который, в соответствии со знаком Близнецов, завершается в самой северной точке неба, к которой приходит солнце, и от которой оно поворачивается в день летнего солнцестояния, чтобы снова отмерить свой курс на юг.
«Отсюда следует, что те же самые врата, которые соответствуют шести знакам, упомянутых в переходе Солнца от зимнего к летнему солнцестоянию, также обязательно соответствуют остальным шести из двенадцати знаков Зодиака при его возвращении назад. Поворот солнца как в зимнее, так и в летнее солнцестояние, первый в самую южную, последний в самую северную точку его движения, должно быть, всегда поражал взор тех, кто созерцал разнообразие, а также великолепие его ежедневного появления. Астрономия апокрифического Еноха была, возможно, сформирована в этом отношении на тех же принципах, что и астрономия Гомера, который помещает положение острова Сир «где поворот совершает свой Солнце» (Одиссея XV. 404).
Главы 83-89 содержат видение Еноха, представляющее аллегорическое предсказание истории мира вплоть до царства Мессии.
В главе 92 записана серия пророчеств, простирающихся от времён самого Еноха до, примерно, тысячи лет дальше нынешнего поколения. В принятой системе хронологии день означает сто, а неделя – семьсот лет. Речь идёт о Потопе, призыве Авраама, Моисеевом устроении, строительстве и разрушении Храма Соломона, т.е. событиях, предшествовавших дате, когда, вероятно, была написана книга Еноха. Но, когда автор, в своем образе боговдохновенного провидца, расширяет своё видение за горизонт своей эпохи, он раскрывает тщетность своих притязаний на роль пророка посредством пророчеств, которые остаются невыполненными.
Однако, если бы Книга Еноха дошла до нас через западный, так же как эфиопский канон, теологи-апологеты, без сомнения, подтвердили бы, что столетия – пустяки в пророческом времени, и что предсказания великого допотопного пророка рано или поздно достигнут чудесного исполнения.
Главы 93-104 содержат красноречивые наставления Еноха, адресованные его детям, в которых он, как, например, Будда, восхваляет «Пути праведности», а также предвосхищает предупреждения Иисуса, провозглашая гибель грешников и радости святых, к тому же выражает несомненность, которая когда-либо исходила из человеческих уст, в бессмертии:
«Не бойтесь, души праведных, но с терпеливой надеждой ждите дня своей смерти в праведности. Не печальтесь, что ваши души в беде и печали нисходят в хранилище мёртвых, ибо радость ваша будет велика, как у Ангелов на Небесах. Когда вы умираете, грешники говорят о вас: - Как мы умираем, так и праведники умирают. Какая им выгода в трудах их? Вот, подобно нам, они умирают в печали и во тьме. Какое у них преимущество перед нами? Отныне мы равны, ибо, вот, они мертвы и никогда больше не увидят света.
Но теперь я клянусь вам, праведники ... что я постигаю эту тайну, что я прочитал небесную скрижаль, видел писания святых и открыл то, что написано и запечатлено на ней о вас. Я видел, что вся благость, радость и слава были приготовлены для вас... Духи, умершие в праведности, не исчезнут и будут радоваться; и их память будет перед лицом Могущественного из поколения в поколение» (Енох. 102-103).
Насколько глубокое впечатление произвело на семитское воображение этот страстный язык, произнесенный в эпоху веры во вдохновенные сны и небесные видения предполагаемым посетителем невидимого мира, который беседовал с ангелами в присутствии Господа духов!
Последняя глава Книги Еноха повествует о рождении Ноя и о дальнейших пророчествах Еноха, адресованных Мафусаилу касательно рождения Ноя и будущего потопа.
[1] Тертуллиан «Об одеянии женщин», Книга 1, гл.1.
[2] Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре — ни более, ни менее. Гл. XI.8.
---
Группа посвящённая исследованию этой книги в facebook
Хотите поддержать издание книги Еноха в современном переводе? Сделать это можно с этой страницы нашего сайта.