Введение адресных экономических санкций в отношении Беларуси, которые Лукашенко давно уже заработал своим плохим поведением, вполне возможно уже в ближайшее время обретет реальные черты.
Хотя еще точно неизвестно, когда будет принят 4-й пакет санкций в отношении Беларуси, но то, что он будет принят, уже не вызывает сомнений. Арест Протасевича обнулил возможности для политического маневра Александра Лукашенко, отбросив его в сферу влияния Российской Федерации. В таком случае Европейский Союз уже не будет церемониться, выбирая неприятные, но абсолютно неэффективные против режима полумеры, а перейдет к комплексному давлению на белорусскую экономику.
Европа, будучи одним из основных потребителей энергетических ресурсов, — зависима от их поставок, отказ от белорусского топлива также не приведет к краху нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси, о чем «Бусел» уже писал. Однако в случае с белорусской обрабатывающей промышленностью санкции не принесут существенного ущерба европейским потребителям, но последствия для экономики Беларуси будут ощутимыми.
УДАР ПО ГОРДОСТИ
Белорусское машиностроение является предметом особой гордости последнего диктатора Европы, и гордиться Лукашенко до последнего времени действительно было чем. Беларусь, получив в наследство от СССР целые отрасли промышленности, сумела сохранить большую часть предприятий в лихие 90-е. Надо отдать должное изначальным заслугам Лукашенко, который благодаря старой китайской модели экономики спас целые отрасли промышленности от банкротства. Да и почва для этого была благодатная. На пространстве СНГ в первое постсоветское десятилетие попросту не было конкурентов белорусскому машиностроению.
Это потом, по мере экономического роста постсоветского пространства, с середины нулевых субъекты хозяйствования на просторах СНГ стали позволять себе дорогую и надежную западную технику, станки и оборудование, постепенно забывая белорусское машиностроение. Проблем экономическому чуду Лукашенко добавил Китай, отказавшийся от государственного регулирования экономики.
В таких условиях белорусское машиностроение оказалось перед тяжелым выбором: или провести модернизацию промышленности, потянуть которую могло только государство, сопоставимое по мощи с бывшим Союзом, или начать приватизацию промышленности. Лукашенко выбрал свой путь лавирования между «двумя стульями» Востока и Запада как в политическом, так и в экономическом смысле.
ПОЛУФАБРИКАТНЫЙ ЭКСПОРТ
Закономерным итогом таких экономических махинаций стало скатывание белорусской промышленности в нишу продукции с низкой прибавочной стоимостью. Если на пространстве СНГ белорусская техника пока еще пользуется спросом, то в Европе основными достижениями белорусской промышленности стали поставки промышленных полуфабрикатов: труб, арматуры, подшипников, стекла, стекловолокна, химических реагентов. Небольшую долю в общем промышленном экспорте в ЕС занимает поставка оборудования и запчастей к нему, например, котлов в Польшу.
Объемы поставок продукции машиностроения в страны ЕС можно узнать, обратившись к официальным данным Белстата. Промышленные товары там делятся на четыре категории, а именно:
- инструменты и аппараты оптические, измерительные и тп.;
- машины, оборудование и механизмы;
- средства транспорта;
- разные промышленные товары.
По данным Белстата за 2020 год, основными европейскими потребителями белорусского машиностроительного экспорта являются следующие страны Европы:
- Польша – $303,9 млн;
- Германия – $182,2 млн;
- Литва – $136,4 млн;
- Венгрия – $86,13 млн;
- Нидерланды – $48,91 млн;
- Словакия – $34,6 млн;
- Латвия – $29,7 млн;
- Франция – $27,07 млн;
- Великобритания – $22, 33 млн;
- Австрия – $10,2 млн;
- Словения – $6,6 млн;
- Италия – $5,5 млн;
- Чехия – $4,07 млн.
Белорусский машиностроительный экспорт осуществляется почти во все страны ЕС, однако объем поставок в остальные страны Еврозоны, кроме упомянутых в списке, является несущественным.
Общий объем поставок продукции машиностроения в Евросоюз, по данным Белстата за 2020 год, составляет $953,6 млн. Учитывая то обстоятельство, что доходная часть государственного бюджета Беларуси на 2021 год оценивается в $10 млрд, то доходы бюджета от общего объема поставок продукции белорусского машиностроения в Европу составляют около 2%. Данная цифра не является критической для белорусской казны, однако общий эффект от введения эмбарго на поставку продукции машиностроения в ЕС нанесет серьезный ущерб промышленному сектору Беларуси.
В случае введения санкций на продукцию белорусской промышленности последней придется сокращать численность работников предприятий и изымать из банковской системы Беларуси финансовые ресурсы для поддержания стабильной работы предприятий. Подобное финансовое донорство, широко практикуемое в белорусской экономике, просто распыляет финансовые ресурсы банковской системы, не позволяя сосредоточить их на модернизации производства и освоении новых высокотехнологичных видов продукции.