Много лет я слышал об этом фильме. Встречал его во всех списках лучшей научной фантастики. Видел удивлённые взгляды людей, которые не могли поверить, что я так его и не посмотрел. И вот, в 2021 году я сажусь смотреть "Пекло". И у меня появляется болезненное выражение лица. Более глупого и переоценённого фильма я в жизни не видел, но давайте по порядку. Вот 3 аргумента, полностью обесценивающие эту картину.
1. Человек, который умеет жать на кнопки
То, что земляне пытаются оживить гаснущее солнце – это нормально. Сюжет настоящего блокбастера, захватывающий и многообещающий. Проблема в том, что вся история построена вокруг героя по имени Роберт Кейпа. Он – самый ценный член команды, потому что знает, как активировать бомбу, которая оживит наше солнышко и заставить его снова стать великим. Поэтому весь фильм члены команды будут жертвовать своими жизнями ради Кейпы. Один за другим. И что мы увидим в конце? Да, Кейпа выжил, он добрался до бомбы и активировал её. Как? Повернул ключ, ввёл пару цифр и нажал на кнопку. Всё. Ради этого момента люди отдавали жизни. Ради этого момента все тряслись над Робертом Кейпой так, будто он – последняя надежда человечества.
Представьте ситуацию: вы отправляете к солнцу корабль с командой, которая должна спасти мир от уничтожения. Это последний шанс, другого не будет. И вы решаете: пусть только один человек знает, как активировать бомбу. А остальные так, за компанию летят, как провожающие. Пусть они смотрят на солнышко и ведут философские беседы, поддерживают корабль на ходу, но знать, как активировать бомбу, им ни к чему. Боюсь спросить, а что если бы Кейпу не смогли уберечь? Или ещё лучше: что если бы он просто споткнулся и неудачно ударился (как в конце), так что напрочь бы забыл эту гениальную комбинацию из поворота ключа, пары цифр и нажатия на кнопку? Видимо, земля была бы уничтожена. При этом не будем забывать о том, что именно Кейпу отправили чинить обшивку корабля, несмотря на его исключительную ценность для миссии.
2. Идиотский моральный выбор
С другой стороны, "Пекло" приятно удивило тем, что члены экипажа там не выглядели балластом. С ужасом вспоминаю фильмы "Прометей" и "Чужой: Завет", где есть ощущение, что на корабль загнали отборных идиотов, которые вообще не знают, как себя вести и что делать. Миллиарды миллиардов потрачены на экспедицию, и нет ни одного адекватного человека. А в "Пекле" была всё-таки сделана попытка проработать персонажей и определить каждому его место. Однако как только они сталкиваются с главным моральным выбором фильма, вся эта проработка спускается в унитаз.
Напоминаю, все летят к солнцу с бомбой, чтобы разогреть его, зная, что предыдущий корабль с этой миссией не справился и исчез. И вот, команда получает сигнал бедствия 7-летней давности с того самого исчезнувшего корабля. Который не справился. Который в другой стороне от солнца, куда надо срочно попасть, чтобы спасти человечество. И все собираются и начинают всерьёз обсуждать: как же нам быть? Лететь к солнцу дальше и осуществить мегаважную миссию или попытать удачи и глянуть, а что же там случилось с предыдущей командой? Выбор очевиден. Когда на кону судьба рода людского, даже в фильмах Спилберга, насквозь пропитанных гуманизмом, никто бы не полетел "посмотреть, а что с ними там случилось". Но наши ребята летят!
И все названные аргументы вроде "на другом корабле есть ещё одна бомба" и "мы должны поступить по-человечески", ничего не стоят. Это абсолютно неоправданный риск. И с того момента, как было принято решение изменить курс, стало ясно, что всех ждёт провал.
3. Хоррор и никому не нужная философия
То, что происходит дальше, уже переходит все границы разумного. Когда команда натыкается на обезумевшего человека-монстра со старого корабля, который начинает за ними охоту, смысл просто теряется. Фильм вдруг превращается из фантастики в хоррор, и последние 30 минут мы наблюдаем за бессмысленной беготнёй и воплями. Возникает как минимум два вопроса. Во-первых, как этому монстру удалось 7 лет прожить на корабле и чем он там питался. Во-вторых, самое главное: какова его мотивация? Зачем он решает убивать всё, что движется?
На этот вопрос создатели фильма отвечают философски. Нам всё время показывают, как члены корабля ходят в специальную комнату с защитным экраном, где наблюдают за солнцем и восхищаются им как произведением искусства. Этим нас пытаются настроить на философскую волну – типа солнце, источник жизни, маленький человек в большой вселенной и так далее. И поэтому монстра, видимо, надо воспринимать как человека, слишком ревностно поклонявшегося солнцу. Теперь он сошёл с ума и просто уничтожает всё, что движется, хотя его любимое солнышко вообще-то пытаются спасти.
Кому всё это нужно в научно-фантастическом фильме – непонятно. Философия, хоррор, психологический триллер, драма... Добавили бы ещё комедию – и тогда хоть посмеялись над нелогичностью всего, что происходит.
Итог
Помните такие шикарные фильмы как "Сфера" и "Сквозь горизонт"? Фильмы, которые я до сих пор с удовольствием пересматриваю, а оценка у них 6.9, и мало кто их сейчас вспоминает. А у этого шедевра под названием "Пекло" оценка 7.3, и о нём говорят до сих пор. С чем это связано – я не знаю. Напишите в комментариях, что думаете об этом фильме и почему его все так любят. Ставьте лайк и подпишитесь на канал, чтобы хорошей фантастики снимали больше!
Тут ещё:
"В тени луны" – фантастика, кладущая "Довод" на лопатки