Идеи некоторых статей появляются внезапно. Когда случайно натыкаешься на что-то поразительное. Такая история и с этой статьей. Ее идея возникла у меня еще в прошлом году. Я искала художника, чтобы проиллюстрировать мой стишок, посвященный Рождеству (видео с моим стихом, проиллюстрированное работами Натальи Леонтьевой). И когда всмотрелась в работы Натальи Леонтьевой, поняла: «Это то, что нужно!» Случилась полная гармония между ее полотнами и моим стихотворением. Именно тогда-то я и увидела первую картину на сюжет, вынесенный в заголовок. Верхом на птичке едет девочка, прикупившая сапожки и рукавички.
Некоторое время спустя я наткнулась на работу еще одной замечательной художницы – Анны Силивончик из Беларуси. Девочка едет верхом на петушке. И уже бесповоротно влюбилась в этот сюжет. Так в моей коллекции ездоков на курочке или петушке собралось несколько экспонатов. И сразу же активизировалась потребность все классифицировать. Обнаружила, что этот сюжет имеет два разных значения. Первый из них связан с миром детства, где петушок или курочка становится транспортным средством. А другой – с миром взрослых, о нем я расскажу в следующей статье (Сюжет верхом на петушке: взрослый контекст в изобразительном искусстве.).
Было понятно, что истоки заинтересовавшего меня сюжета нужно искать в фольклоре и художественной литературе. И вспомнила, что одна детская потешка начинается такими словами:
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
А вот и сам Фома. У одного художника он – старичок, у другого – мальчик. К сожалению, имена художников пока не знаю.
Думаю, к славянскому устному народному творчеству имеют отношение и эти иллюстрации. Но разгадать их фольклорную основу пока не удалось. На данный момент я нашла сказку под авторством Елены Щастной «Лягушка и змейка» о детях, чья мать в неурочный час согласилась, чтобы у нее родились лягушка и змейка. Так вот, эта лягушка едет верхом на петушке за помощью к своей сестре-змейке.
Обнаружила картинку с еще одним ездоком. Им оказался злобный карлик из карачаевской сказки «Сюлемен и злой карлик». Этот карлик приезжал верхом на петухе в селение и грабил жителей:
Старик кузнец был в это время дома один. Вышел он на крик, да так и замер... Видит: сидит верхом на петухе карлик – сам с вершок, а борода на целую версту тянется. Снял старик карлика с петуха, а карлик вырвал волосок из своей бороды и связал им старика по рукам и ногам. Потом вошёл в дом, съел обед, приготовленный для всей семьи, забрал из кладовой все съестные припасы и умчался верхом на петухе.
Когда Сюлемен побеждает карлика, оказывается, что петух – это заклятый карликом конь.
Детская художественная литература заимствовала этот сюжет у фольклора. Так он оказался в сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936 г.). Кстати, в книжке о Пиноккио я такого сюжета не нашла.
На дворе он схватил большого петуха, сел на него верхом, и они помчались как ветер. Карабас и Дуремар пришли в себя и кинулись в погоню, но Буратино уже и след простыл.
Этот сюжет известен и в западно-европейской культуре. Любопытны две старинные открытки, посвященные Пасхе, содержащие поздравления на английском языке: «Пасхальное приветствие», «Желаю вам Пасхальной радости». Они также изображают сюжет верхом на петушке. В этот раз ездоками оказываются пасхальные зайцы.
А вот эти четыре работы пока для меня загадка. Может быть, вы сумеете разгадать их?
Кто такая Маша, нарисованная Еленой Шафранской, и почему она едет на петухе?
Почему петух везет лису?
Что это за мальчик, держащий в руках месяц, написанный Виктором Катющиком? Пока очевидна солярная символика петуха.
Что это за воинственная мышка, одетая в латы, куда она едет верхом на курице? Художник – Омар Райян.