Найти тему

«Текст» - почему стоит смотреть

Оглавление

Сейчас, когда весь хайп и скандалы вокруг фильма улеглись, я почувствовал, что настало время с ним ознакомиться. Ну и фильм неожиданно оказался просто невероятным.
Некоторые вещи, к которым я не был готов, и которые немного подпортили впечатление от просмотра:

Реализм

Сценарист фильма — Глуховский, автор серии «Метро», и я закономерно ожидал какие-то элементы фантастики в сюжете. Но никакой фантастики здесь нет, вся история остается в рамках реализма.

Несмотря на всю крутость фильма, он не стесняется произрастать на присущих русскому кино чернушности и темах упадничества.

Лучше, чем у Ларса Фон Триера

В прошлом году вышел фильм Фон Триера «Дом, который построил Джек» — провокационный и ломающий рамки дозволенного. Но у меня не возникло желания что-то о нем писать — потому что за всей смелостью "Дома" читается старый знакомый Триер со своими закидонами и жаждой эпатажа. В своей основе «Текст» и «Дом» Триера — истории про одно и то же. Герой шаг за шагом спускается в свой личный ад, и хотя формально он все еще жив в обычном мире, на нем уже стоит метка, и ему остается только дожидаться, когда последствия его настигнут и земля под ногами разверзнется. Но вот только «Текст», в отличие от «Дома», действительно справился с задачей и зацепил меня.

Верю!

Александр Петров (какая бы репутация у него ни была) играет отлично, легко и непринужденно превращаясь за пару минут в кадре из 20-летнего студента в поломанного жизнью 27-летнего мужичка. Вроде перед нами тот же Петров, но поведение, голос, походка и мимика заставляют поверить, что в жизни этого человека прошло 7 лет.


В целом 3 кита, на которых стоит качество
«Текста» — игра Петрова, отличный сценарий Глуховского (браво!) и умелая режиссура Клима Шипенко. По всем трем фронтам - все в порядке. Не просто не стыдно, а замечательно, что редкость для отечественного кино.

Шаг за шагом

Фильм является далеко не самым легким зрелищем и впечатлительным зрителям его лучше не смотреть. Однако, те, кто способен вынести такую нагрузку, будут щедро вознаграждены. История развивается в гипертрофированно мрачной российской действительности, где герой заранее обречен на провал и сам это понимает — но за каждым его шагом невероятно интересно следить.


К чему готовиться, что есть самое жесткое в фильме?

Самое страшное — ситуация и обреченность героя. В плане неприятных сцен — фильм нигде не перегибает палку, откровенно жестких сцен нет. Еще есть немного мата и одна та самая скандальная эротическая сцена с Кристиной Асмус на экране телефона - не могу сказать, что вспомнил бы о ней дополнительно, если бы не тот самый скандал.

После просмотра
«Текст» не отпускает еще какое-то время, не самое легкое кино. Но сделано оно крепко и талантливо - и дает надежду на то, что русское кино потихоньку возрождается, хоть и все еще стоя по колено в традиционной чернушности и русской депрессии.

Все трейлеры, на мой взгляд, не очень - поэтому не стал прикреплять. Если решитесь, мой совет - смотрите сразу, без трейлеров.