Найти тему
Русскій патріотъ

Рассекреченная история. Угон № 1

Надежда Владимировна Курченко. Автор неизвестен
Надежда Владимировна Курченко. Автор неизвестен

15 октября 1970 года из Батуми вылетает пассажирский самолет Ан-24, курс на Сухуми. Обычный рейс местных авиалиний, полет всего полчаса, но через несколько минут после взлета два пассажира через бортпроводницу передают пилотам записку с требованием, взять курс на Турцию. Все, что случится в следующее мгновение, навсегда изменит судьбы многих людей.

-2

Захват воздушного судна, которое летело из Батуми в Сухуми, был экстраординарным событием. Гражданский воздушный флот гордость Советского Союза, местные авиалинии покрывали все пространство огромной страны, и вдруг в центральных газетах появляются сообщения о бандитском нападении на борту самолета.

Через 10 лет, в 1980-м участники тех событий: командир корабля, второй пилот и бортмеханик рассказали, что произошло в небе над Батуми.

Сулико Шавидзе
Сулико Шавидзе
Сулико Шавидзе, второй пилот рейса № 244: «Взлетели, разворачиваемся на Сухуми, прошло минуты 2-3, к нам забегает наша бортпроводница Надежда Курченко и говорит, что там с пистолетами, и тут же разбилось стекло, началась стрельба и крики».

19-летняя стюардесса попыталась предупредить летчиков, но тут же раздался выстрел, девушка упала, бандиты ворвались в кабину самолета, нападавших было двое - Пранас Бразинскас и его сын 15-летний Альгирдас.

Оганес Бабаян
Оганес Бабаян
Оганес Бабаян, бортмеханик рейса № 244: «Штурману пуля пробила легкое, а через несколько секунд упал на штурвал командир экипажа, и самолет начал пикировать вниз».

За доли секунды до этого командир пытался сбить бандитов с ног, он направлял самолет то вверх, то резко вниз, но ничего не получалось.

Георгий Чахракия
Георгий Чахракия

Георгий Чахракия, командир экипажа рейса № 244: «Я увидел, бандиты ногами наступали на лежавшее, истекающее кровью тело Нади Курченко. У меня промелькнули мысли, отдать штурвал от себя и бросить самолет море, погибнуть самим, но потянуть за собой этих зверей, что стояли за спиной. Но ведь их двое, а в самолете 44 невинных человека».
Сулико Шавидзе, второй пилот рейса № 244: «Командир прошептал, что ранен, его кресло было в крови, я посмотрел на бандита, он держал в руках гранату за кольцо и говорит: «Бесполезно, все равно взорву самолет», а младший нападавший навел на меня пистолет. Мне ничего не осталось, как повернуть самолет».

Борт приземлился в турецком городе Трабзон, СССР сразу запросил выдачи угнанного самолета, пассажиров, членов экипажа и, конечно же, террористов. Турция оказалась в сложной ситуации, Анкаре не хотелось ссориться с Москвой, в турецком правительстве долго не могли решить, что делать с угонщиками, однако вскоре Турция все-таки вернула Союзу угнанный самолет, отправила на родину пассажиров и экипаж и даже выделила отдельный борт для гроба со стюардессой, но террористов эта страна не выдала.

Бразинскасы находились в турецкой тюрьме, после угона самолета суд Трабзона признал их виновными в непредумышленном убийстве, отцу дали 8 лет, сыну 2 года, но через два года они уже оказались фактически на свободе. Общественное мнение на Западе было чрезвычайно благожелательным по отношению к убийцам стюардессы. Старший Бразинскас сделал все, чтобы преподнести свое преступление как борьбу с коммунизмом, это был его единственный шанс получить защиту на Западе, расчет оказался правильным.

Оставаться с сыном в Турции, как он считал, опасно, поэтому в 1976 году Бразинскасы обратились в посольство Соединенных Штатов в Анкаре. Официально американцы отказались предоставить Бразинскасам политическое убежище, все-таки террористы убили стюардессу.

«Из статьи в газете Нью-Йорк Таймс
1 июля 1976 года
В течение трех последних дней Пранас Бразинскас и его сын Альгирдас находились в американском посольстве, где просили политического убежища.
Они говорили, что опасаются выдачи их советским властям турецкой полицией. По сообщениям, старший Бразинскас так волновался, что ударил себя небольшим ножом. После того, как посол получил от турецких властей заверения в том, что Турция не выдаст их СССР, они вернулись в руки турецкой полиции».

Турки приложили большие усилия, чтобы дать им возможность уехать в Америку, они сначала ехали в Венесуэлу, оттуда в США, им дали другие имена, другие паспорта, помогли трудоустроиться. Фактически эти люди могли чувствовать себя в полной безопасности, другое дело, что тяжесть преступления не давала внутреннего спокойствия ни отцу, ни сыну. Отец Бразинскас жил в состоянии страха, что сотрудники КГБ его вычислят, похитят и отправят в Советский Союз. И даже когда СССР уже не стало, он продолжал бояться КГБ.

Пранас Бразинскас
Пранас Бразинскас
В 1978 году в Вашингтоне на пресс-конференции в Госдепартаменте корреспондент ТАСС задал вопрос о Бразинскасах, их пребывании в Соединенных Штатах, на что получил ответ: «Госдепартамент не считает угон советского самолета актом терроризма».
Сулико Шавидзе, второй пилот рейса № 244: «После этого случая наш экипаж распался, командир Георгий Чахракия стал пожизненным инвалидом, штурман Фадеев стал инвалидом на всю жизнь…похоронили Надю Курченко…это побудило нас с Бабаяном написать письмо Президенту США Картеру с просьбой, выдать бандитов советским властям, чтобы они понесли справедливое наказание, так как они совершили преступление на территории Советского Союза. Ответ получили, там фактически была просто отписка».

За мужество и отвагу Надежда Курченко посмертно награждена орденом Красного Знамени.

В 2002 году младший Бразинскас убил своего отца гантелей, якобы старик принял его за агента КГБ и хотел застрелить. За второе в своей жизни убийство Альгирдас Бразинскас получил 16 лет тюрьмы.

 Альгирдас Бразинскас
Альгирдас Бразинскас

Уважаемые друзья, подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии.

Читайте также:

- Трагическая судьба юного защитника Брестской крепости.

- Покушение на Брежнева.