До 2014 года слово SWIFT (свифт, от англ. Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunications) знали только специалисты. Потому что «международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей» никому, кроме финансистов, интересной не была.
А после возвращения Крыма России в мае 2014 года слово SWIFT узнали все.
SWIFT реально вошел в активный словарный запас человечества. Благодаря санкциям. Не было б санкций — был бы наш язык беднее…
Тем не менее… Из последних новостей на тему SWIFT.
К дружному хору из Тихановской, Латушко, Науседы (президент Литвы) и Дуды (президент Польши), на каждом шагу призывавших отключить Беларусь от SWIFT, присоединились еще шестьсот с гаком евродепутатов, принявших соответствующую резолюцию на пленарном заседании в Страсбурге 10 июня. После чего сонм белорусских экономистов, аналитиков и прогнозистов выступили с неутешительными прогнозами: в стране накроются международные платежи крупных предприятий, накроются платежные карты Mastercard и Visa, будут заблокированы счета, накроются госбанки. Ну и инвестиции тоже накроются. Пора (пока не поздно) снимать депозиты. В первую очередь, валютные.
Весь этот бред (по-другому не назвать) вызывает не столько удивление, сколько недоумение.
Во-первых, хотелкиевропарламентариев и бомжующих по Европе белорусских оппозиционеров ни для кого обязательными не являются. У них работа такая: говорить, гнать волну. Это одновременно такой зондаж общественного мнения и психологического давления на вероятного партнера.
В виду того, что SWIFT — самоуправляемая ассоциация, случаи отключения от его системы отдельных участников или стран крайне редки и всегда происходят при едином консенсусе в таких решениях. К примеру, после принятия санкционных ограничений на уровне Совбеза ООН от SWIFT были отключены банки таких стран, как Иран и КНДР. Что касается принудительных отключений от системы, то они обычно всегда связаны с нарушениями правил пользования системой отдельными банками или финансовыми организациями.
Во-вторых, в штаб-квартире SWIFT, которая находится в Ла-Юльп (недалеко от Брюсселя) уже перестали реагировать на свифтовый психоз евротусовки. И тупо раз в квартал выступают со стандартными релизами о том, что SWIFT никого не собирается отключать от «международных платежей». Последний раз выступали в апреле.
Говорят, когда в 2014 году генеральному директору SWIFT Готфриду Лейббрандту в первый раз предложили «отключить» Россию, его чуть инсульт на схватил. С той поры, когда в СМИ начинается срач на тему свифта, у Готфрида всегда наготове стоит бутылочка Hennessy. Пятьдесят граммов — и давление нормализовалось.
В-третьих, мы прямо сейчас, по сути в прямом эфире, наблюдаем раздвоение сознания (проще — шизофрению) тех, кто хочет отключить Беларусь от свифт: Потому что как иначе можно оценивать заявления о «не допущении поглощения Беларуси Россией» и одновременно предпринимать шаги, которые будут всячески способствовать этому поглощению?! Ведь при гипотетическом отключении Беларуси от SWIFT страна «полностью» и практически мгновенно перейдет на российский аналог SWIFT — систему передачи финансовых сообщений (СПФС), которой часть белорусских банков уже пользуется. Кстати, СПФС позволяет при необходимости создавать множество аналогов SWIFT всем заинтересованным сторонам. Скорее всего, и в Беларуси.
Вообще же аналогов SWIFT в мире — как у собаки блох. И все они появились после 2014 года. После Крыма. Как, к примеру, платежная система Instrument in Support of Trade Exchanges (INSTEX) со штаб-квартирой в Париже, которая была создана специально для торговли с Ираном, отключенному от SWIFT. Иран, к слову, с прошлого года чаще пользуется российским СПФС.
А китайский аналог SWIFT — Cross-Border Interbank Payment System (CIPS) — даже упоминать не будем.
В-пятых, что касается пластиковых карт «Виза» и «МастерКард». Кратковременные проблемы с ними возникли у россиян в 2014 году, когда США впервые ввели санкции против банка «Россия». И с банком отказались работать платежные системы «Виза» и «МастерКард». То есть смысла без устали трындеть про отключение SWIFT нет никакого. Можно и без SWIFT ввести санкции против любого банка страны и «отключить ему международные трансакции, а заодно и «визу» с «мастеркард».
Но не вводят. И не отключают. Потому что — бессмысленно. Люди просто не смогут пользоваться пластиковой картой указанных систем. Но с их денежными средствами, которые лежат на их банковском счете, ничего не произойдет. Да, несколько неудобно, но держатели карт смогут получить свои деньги наличными в любом отделении банка или в банкоматах. И завести карту другой системы.
Ну и, в-шестых. Кто-нибудь из предлагателей отключить Беларусь от международной межбанковской системы передачи информации и совершения платежей думал о том, что делать полякам, у которых наша «Мила» и «Остров чистоты» закупает тоннами бытовую химию? А литвины мегаваттами закупают у нас электроэнергию, когда с энергокабелем NordBalt между Литвой и Швецией случается очередная авария (их там по несколько десятков в год)?
Также на МЛЫН.BY
Санкции и отключение SWIFT. Европарламент одобрил резолюцию по Беларуси
«Санкции из ада». Почему отключение Беларуси от системы SWIFT ударит и по бизнесу ЕС
Автор статьи: Владимир Орехов
Автор фото: архив МЛЫН.BY и из открытых источников