Найти тему

Невозможное возможно

Чтобы знать и понимать историю, нужно изучать летописи. Это всем понятно. Да вот беда, бывает доходят они до нас частями и зачастую – на непонятном языке. И вот у ученых разжигается азарт, то ли там написано о какой-нибудь важной битве, то ли – закон о работе местных дворников. В 1765 году путешественник Карстен Нибур привез в Европу рисунки, на которых были изображены надписи, которые он обнаружил на развалинах Персеполя, столицы царя Дария. Эти рисунки поставили всех ученых в тупик. Там была клинопись из совершенно непонятных знаков, которые никто никогда не видел. Не было представления, читаются ли они справа налево или слева направо, а может быть - вообще вертикально, буквы это или слоги, а возможно, и целые слова…

В 1797 году в пивной города Геттингена за одним столом зашел спор об этом странном языке. И немного подвыпивший учитель латыни одной из гимназий Георг Фридрих Гротефенд заявил, что расшифрует эти надписи.

Спор – серьезный стимулятор и наутро Георг взялся за работу. Он имел хорошие стартовые данные – прекрасно знал древнегреческую историю, был очень наблюдательным и обладал аналитическим складом ума.

Прежде всего он обратил внимание на то, что клинышки сужаются в одну сторону. Поэтому он предположил, что читается надпись слева направо. Это было бы логичней в смысле выцарапывания клинышка на глине. Потом Георг сосчитал количество разных знаков и пришел к выводу, что это - буквы, так как для знаков, обозначающих целые слова или слоги, количество знаков должно бы быть больше.

Некоторые знаки повторялись чаще других, что позволило ему решить, что это – гласные буквы. Так, шаг за шагом, он строил систему неизвестной письменности.

Помня из истории, как титуловались цари в Персии, Георг решил, что титул в обязательном порядке будет написан и на табличке. «Царь царей», «сын царя царей»… Он искал похожие повторения и на рисунках. Зная, кто кому и кем приходился, он расшифровывал букву за буквой и в течение нескольких недель выиграл пари!

Написав об этом небольшую заметку в газете, он продолжил преподавание в гимназии. Лишь тринадцать лет спустя его попросили описать поподробней свой метод и показать те результаты, которых он добился. Вот тут-то и грянула научная сенсация. Древнейший загадочный язык поддается расшифровке! Потом, конечно, были найдены небольшие ошибки в его переводе, но несущественные. Сам метод был взят на вооружение и позволил получить доступ к древнейшим интереснейшим письменам.

А Гротефенд остался учителем. Дожил до 78 лет, дослужился до должности директора лицея, однажды доказал, что «Древняя история финикийцев» Санхуниатона является подделкой, и был благополучно забыт следующими поколениями. Такое тоже случается в науке. И довольно часто.

Спасибо за то, что читаете наш канал. Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь. Спасибо!