Правила конструктивной критики
Бывают ситуации, когда невозможно воздержаться от критики, когда критика необходима.
Например, если по роду своей деятельности и обязанностей должны анализировать и критиковать работу других людей, или если вы уверены, что ваша критика пойдет во благо конкретным людям или общему делу.
Но в любом случае вы должны воздержаться от оскорбительных и обидных высказываний.
Есть правила, которым вы можете научится, чтобы ваша критика была конструктивной. Они не сложны и вы вполне можете их освоить.
Первое правило. Прежде чем критиковать, задайте вопрос, имеете ли вы на это право. Только честно на него ответив, приступайте к критике, если она необходима и вы располагаете полномочиями.
Второе правило. Прежде чем высказывать критические замечания, отметьте достоинства человека, найдите то, за что его можно похвалить. Любую критику начинайте с положительных сторон, с достижений человека, его успехов в данной области.
Третье правило. Никогда не критикуйте самого человека как личность - говорите только о его поступках, работе, поведении.
Четвертое правило. Не допускайте грубых, агрессивных, и просто излишне эмоциональных высказываний. Не обвиняйте человека.Говорите ровным, доброжелательным, спокойным тоном. Не повышайте голос ни при каких обстоятельствах.
Пятое правило. Указывая человеку на его ошибку, сразу же предложите решение, подскажите как исправить ситуацию. Человек не безнадежен. Не ставьте на нем крест. Ваша задача показать, что ничего страшного не произошло, ошибиться может каждый, главное вовремя исправить ошибку. Будет очень кстати привести ваш жизненный пример подобной ситуации и как вы с ней справились.
Шестое правило. Применяйте различные способы смягчения критики, выражайте сожаление и понимание в сложившейся ситуации. Дайте шанс человеку все исправить.
Седьмое правило. Не прибегайте к обобщениям типа "Ты опять как всегда, я так и знал!", "Ничего другого я от тебя и не ожидал", и т.д. Если чувствуйте, что подобные фразы готовы сорваться с языка, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно выдохните, сосчитайте до десяти и только после этого продолжайте разговор.
Восьмое правило. Дайте возможность собеседнику ответить на вашу критику. Внимательно выслушайте его, не перебивая, искренне пытаясь понять его точку зрения.
Девятое правило. Без необходимости не высказывайте критические замечания прилюдно - лучше сделать это наедине.
Десятое правило. И золотое. Всегда общайтесь с человеком от сердца, помните, что вы также можете оказаться на месте своего оппонента, ошибаются все, все совершают поступки. Только искренний, позитивный настрой и общение способны на конструктивную критику.