...Читать далее
Мне вдруг взгрустнулось отчего-то, подумалось, что ни огню, ни даже искорки в душе моей уже не быть
И не влюбляться мне как раньше безрассудно,
И безумно не любить…
И пусть в душе нет огонька влюбленности,
Как в юности рождаются стихи
В туманной лунности моей бессонницы
возможно, что прочтешь их ты!
В эту ночь мы с бабушкой до 4-х утра болтали. Началось все с этих стихов. Бабуля посмеялась над моим зароком «не влюбляться», поделилась своим жизненным опытом на эту тему. Потом вспоминала о своих двух мужьях, о том как жили и умирали у нее на руках. А потом о вечности, о жизни после смерти. А в конце –концов, о детях, о том как сильно мы их любим. А сегодня разговор продолжился уже на кухне. Бабушка вспоминала о своей бабушке – Матроне. Я обожаю слушать эти рассказы, хоть уже все наизусть знаю.
На этот раз бабушка вспомнила о знахарских способностях моей прабабушки. Матрона лечила детей, младенцев от испуга, более старших от энуреза. Она окунала младенца в воду, настоянную на специальных травах, непременно в полночь, что –то шептала. В итоге болезнь уходила, ребеночек затихал и крепко засыпал. Матрона хотела передать свои знания внучке – моей бабушке Миле, но условием было – не вступать в партию. Однако, времена «диктовали» свое и моя бабушка не «унаследовала» дара от своей бабушки. Тем не менее, Матрона многому научила внучку, всяким поверьям и народным приметам. Бабушка Матрона учила, что женщина не должна спать голая и не должна распускать волосы, объясняя это тем, что на голой женщине бесы пляшут, а также цепляются за каждую волосинку.
Бабушка Мила рассказала невероятную историю о летаргическом сне дочери Матроны. Девочка спала 12 лет, была жива, при этом не нуждалась ни в еде, ни в питье. Просто в голове не укладывается! Бабушка много рассказывала о быте того времени. После того как заканчивалось празднование Пасхи, семья уже не жила в хате, но во дворе. Прямо во дворе стояла печь, на которой готовилась еда, ели за большим столом в саду, спали прямо на свежем воздухе под раскидистыми яблонями и грушами, вдыхая аромат цветущих деревьев, и глядя на звезды. Если было жарко, спускались в прохладное место, где хранилось зерно. Работы в огороде и саду, а также в хлеву было много, на всех, даже на самых малых хватало. А после работы –«гойдэлки» то есть «качели». У бабушки с сестрой Валей – одни на двоих, у братьев-другие. Крестный жил по соседству-добрый был очень! К нему после мамкиной порки бегали за утешением. А как бабушка Матрона хлеб пекла!!! Не доверяла работнице, сама пекла. Испеченный горячий хлеб клала в свой белый чистый передник и звала детвору : «Мол, налетайте!». Кто с медом, кто с молоком, кто с квасом горячий хлебушек за обе щеки уминал. На праздник Святой Троицы бабушка Матрона стелила на пол травы: чабрец, мяту, полынь, и много душистых трав, и все -все на них спали. Спали и на свежескошенном сене на чердаке. Но бабуля ругалась, так как скотина потом отказывалась есть такое сено.
Пока бабушка Мила все это рассказывала, я мыслями погрузилась в то время, увидела живые картины и образы; почувствовала характеры; вдохнула аромат свежих трав, яблок и хлеба. Ах, как же я люблю эти бабушкины истории про моих предков, про их жизнь... Ни прабабушки Матроны, ни бабушки Милы уже нет на этом свете, но они живы в этих простых строках! А где -то в мироздании они снова молоды, нежны и прекрасны!