Любое образовательное учреждение состоит из многих слагаемых. И одним из важных звеньев являются его преподаватели. Мы решили сделать цикл интервью с менторами Школы телевидения и интернета им. В. К. Зворыкина. Каждый из них - это целый мир, о котором стоит рассказывать. И первым нашим героем стал Алексей Свиридов, актёр, режиссёр, сценарист… и на этом список не заканчивается. Так вот пусть Алексей сам о них и расскажет.
— Как вы сами себя определяете?
— В контексте творчества: режиссёр, который старается соединить профессиональное с духовным.
— С чего начинался ваш творческий путь? И как так получилось, что вы успели попробовать себя в разных ролях?
— Мой путь поиска того, что будет меня вдохновлять и наполнять смыслом, был довольно долгим. С детства я пробовал себя в разных направлениях: занимался греко-римской борьбой, играл на виолончели, танцевал. В студенчестве плотником и барменом успел поработать, старше стал - в маркетинге себя попробовал, но как-то не зацепило. К режиссуре я подошёл лет, наверное, в 20, но тогда не смог это сформулировать для себя. Я думал, что это может быть какая-то адвокатура, мне хотелось применять философию в профессии. Ещё я любил сочинять истории и думал делать это в рекламном бизнесе. В итоге пошёл в маркетологи, но не нашёл там творческой реализации. Пошёл по пути театра и кино: сначала - актёрская сфера, а затем уже режиссура. Режиссёр - это образ жизни. Здесь, в профессии, весь накопленный опыт и знания идут в дело.
— И потом не будет такого, что что-то ещё откроется и режиссура не отойдёт на второй план?
— В принципе, режиссура - это такая объёмная вещь, в которой можно бесконечно развиваться, развиваться и развиваться. А если упрешься в потолок, то иди в монахи.
— Если смотреть на ваш творческий путь, то лично вы для себя яркие вехи какие можете выделить?
— Значимо то, что я поступил в ГИТИС на актёрский, так как из-за этого я не вернулся в Америку. На тот момент я жил уже в Лас-Вегасе, и там всё уже в принципе устроилось. ГИТИС стал переломным моментом. Можно долго рассуждать, как было бы лучше, но выбор сделан, и сегодня я рад, что сложилось всё именно так. Я думаю, в плане духовного развития, Россия сильнее. Здесь большие возможности для саморазвития. Потом были такие вехи как поступление в школу Райкина на театрального режиссера, затем снова ГИТИС уже в магистратуру режиссёрского факультета и киношкола Митты.
Кино для меня открыло шлюзы к творческой свободе: то, что снято, никуда уже не денется (спектакли проходят и всё, кто-то заболел и спектакль отменяется, и т. д., здесь много человеческих факторов). Однако театр колоссально развивает фантазию и воображение. Театр даёт базовую школу, а потом уже можно осваивать и кино. Хорошие примеры Ингмар Бергман, Питер Брук.
— А в американском этапе жизни что было?
— Шоу: акробатика, современные танцы, театрализованные номера. Учился в колледже, немного поработал в рекламной отрасли, в том числе снимался в рекламе как актёр. Хотел там продолжить маркетинговое образование и поступать на MBA, но была ещё мысль поехать в Лос-Анджелес и поступать на актёрский. Но вот приехал в Россию на пару недель навестить родных, как вдруг предложили сначала актёрские курсы, а затем и поступление в ГИТИС. Дай, думаю, попробую. Так здесь и остался.
— Если брать ваши работы в кино, что вы можете из них выделить? Что ближе к сердцу?
— Это Юрий Алексеевич Гагарин, которого я играл уже 3 раза в кино и 1 раз в рекламе. Его неповторимая судьба очень трогает. Также, мой двоюродный дед был одним из преподавателей Гагарина, поэтому есть родственная ниточка с моим персонажем-героем. Были еще интересные и глубокие роли, но больше как-то в театре. Объясняется это просто - редко встречаются качественные киносценарии против пьес великих драматургов.
— Новый творческий этап, когда вы соединили в себе и сценариста, и режиссёра, и продюсера - «Сикера». Про этот опыт расскажите.
— У нас есть творческая команда, называется она «Духовка», там актёры и режиссёры. И мы делали спектакли в театре Высоцкого. В одном из спектаклей у нас была гротескная сцена про руководителя алкогольной компании, и она очень хорошо заходила зрителю. Я подумал, может, ради шутки попробовать сделать киношку. До этого я снимал студенческие короткометражки, а тут подумал, может, как-то посерьёзней сделать уровень. А когда Эммануил Виторган пришёл к нам на главную роль, он вообще изменил жанр. Он очень глубокий актёр, и тут жанр комедии уже не пошёл. Пришлось историю развивать, чтобы композиция была более драматургичной и целостной. Здесь я был вынужден и организаторские способности включить, и все цеха отработать: музыка, саунд-дизайн, монтаж по голливудским законам и т. д.. Очень сложный был монтаж: много флешбэков, параллельных историй, которые внутри развиваются. Творческое счастье - работать с профессиональными актёрами: Ириной Безруковой, Игорем Жижикиным (наш русский актёр, который в Голливуде много снимался: у Тарантино, Спилберга и др. Прилетел из Лос-Анджелеса и сразу к нам на площадку на ночную смену). Собралась великолепная команда. Оператором стал легендарный Александр Носовский, который снимал всех советских звёзд. Также по-дружески мне дали весь 26 этаж в Москва-Сити на пару дней. Весь пазл сложился.
Идея была создать игровой, жанровый фильм, который будет социально-направленным, чтоб отвечал нашему девизу: “духовно-нравственное делать профессионально!”
— Это история некоммерческая?
— Да, совершенно не коммерческая. Она больше социальная. Люди не задумываются о том, что они делают, и их деятельность может разрушать жизнь. Фильм об этом.
— С фильмом вы ездили по фестивалям, а массовый зритель его увидит когда?
— Осенью, ближе к зиме, мы его выложим на YouTube, и он будет в свободном доступе. А сейчас можно посмотреть официальный трейлер на нашем канале “Apostol Films”
— Apostol Films. Что это за этап?
— Apostol Films - это как раз желание соединить профессиональное и духовно-нравственное. Оно объединяет в себе 3 направления. Первое направление - это съёмки созидательного игрового контента, также документальных фильмов. Вторая история - это “Киновоспитание”- образовательная методика, созданная на базе лучших театральных и киношкол. И третья история - это серия интервью интересных личностей, которые причастны к творчеству со смыслом.
— На сайте Apostol Films сделан акцент на создании позитивного контента. Что вы в это вкладываете?
— Это входит в методику “Киновоспитание”. К нам очень много обращается разных Фондов, фестивалей, кто работает с молодёжью. И мы обучаем, как снимать фильмы и новичков, и тех, кто уже имеет опыт, но хочет выйти на какой-то более профессиональный уровень. У нас есть серия мастер-классов, на которых мы учим ребят создавать сценарии, находить тему, развивать идею, режиссёрским навыкам, драматургические законам, монтажу и т. д.. Позитивный контент - это не то, что веселит, а позитивно по своему воздействию на зрителя и на тех, кто этот контент создаёт. Позитивно в том плане, что по своей сути это созидательно. Контент может быть любых жанров, от комедии до трагедии, но студент и зритель обретают какой-то смысл, погружаясь в кинопроизведение. Мы говорим с молодёжью о том, что их волнует, о чём бы они хотели рассказать посредством кино, какие у них были ситуации, как они их понимают, и ребята с удовольствием открываются, получается очень честный, доверительный диалог. Я могу сказать, что понимаю проблемы современной молодёжи. Также мы обучаем педагогов, которые стремятся идти в ногу со временем и хотят овладеть таким инструментом для образовательно-воспитательной работы со своими учениками. Визуальный язык сегодня необходим, так как он является доминирующим средством коммуникации в современном мире, где 80% информации воспринимается через визуальные образы. Это надо использовать во благо и учить детей, не ожидая, когда они нырнут в интернет-пространство и начут собирать там различный мусор. Обучаясь создавать добрые фильмы со смыслом, студентам прививается художественный вкус, развивается образное, композиционное мышление, способность отличать искусство от его копий.
— А Школа Зворыкина как появилась в вашей жизни?
— Пригласили, и я с удовольствием включился в команду, где педагоги не просто теоретики, а профессионалы с большим опытом. Ребята в школе очень старательные, талантливые, и несмотря на свой юный возраст уже есть много достижений. Опыт и накопленные навыки ребят влияют на их восприимчивость, способность взять от Школы профессиональный максимум. А Школа в свою очередь дает самое главное в образовании - это практика!
— Если говорить прямо, вы учите детей. А дети тоже, наверное чему-то вас учат? Чему?
— Как сказал один из философов: «Уча, учишься сам». Во-первых, когда мы учим, мы действительно учимся сами, многие вещи проговариваем под разным углом, и таким образом докапываемся до сути, развиваем свои знания. Когда работаешь с талантливыми ребятами, это также заставляет тебя самого быть более профессиональным, конкретным, не повторяться. В диалоге рождается взаимное обучение. Конечно же молодёжь учит и терпению: понятно, что у них свои темпоритмы, свои амбиции, желание подурачиться. Нужно быть на одной волне, через дружескую атмосферу дисциплина выстраивается лучше всего.
— От профессиональных дел перейдём к более личному. Вы - многодетный отец. Когда этот этап жизни наступил, когда детей стало трое, это как-то поменяло ваше мировоззрение?
— Безусловно, это меняет мировоззрение, и меняет его органично. Одномоментного осознания не было. Ты ежедневно начинаешь в это погружаться, учишься распределяться уже, учитывая новые обстоятельства. Недавно был в Питере, там маленький ребёнок шёл, мама была позади, а слева едет машина. Я этого ребёнка спокойно подхватил, и всё это произошло как-то естественно. Я понимаю маленьких детей, могу найти общий язык с ребёнком любого возраста, понять, что он хочет и т. д.. Детский мир для меня стал не чужим, а наоборот понятным и родным. Я понимаю их оценки, реакции, поведенческие мотивы, движения. Больше радости, потому что счастливые дети излучают самую чистую энергию жизни.
— Ну и о том, как вы всё успеваете. Как удаётся всё охватить, чем занимаетесь? Как вы отдыхаете? Чем увлекаетесь? Может, есть что-то такое, о чём в соцсетях не рассказываете?
— Когда есть вдохновение, я играю дома на гитаре. А так, у меня нет как такового отдыха. Я даже не понимаю, как это «отдохнуть». Я уже много лет живу в режиме: ложусь в 11 вечера, встаю в 6 утра. По утрам у меня спортзал, бегаю в парке. Во время спорта слушаю интервью, аудиокниги; если иду по дорожке, смотрю классические фильмы. Я всегда ещё и творчески подгружаюсь, а физическая нагрузка позволяет больше воспринимать, внимание лучше работает. Плюс использую разные техники (комната Цицерона, ассоциативные связи). Во время той же тренировки или пробежки могу придумывать сценарии и запоминаю, «раскладывая сюжет по полочкам» в своем воображении.
И надо сказать, что тема здорового образа жизни для меня не чужда. Я сам не курю, не пью, и мат для меня - это что-то отвратительное, неестественное, и в общении с молодежью эти темы порой мы ненавязчиво обсуждаем. Ещё я максимально стараюсь использовать велосипед, как основной вид транспорта, по всем точкам Москвы. Полгода точно у меня получается ездить на велосипеде. В общем, стараюсь пример подавать не на словах.
По тайм-менеджменту стараюсь сначала выполнять более важные дела, хотя бывает такое, что что-то «заваливается», потому что ещё есть дети и надо участвовать в семейных делах. Часто бывает, что это отвлекает от процесса погружения, но всё компенсируется детским смехом и вниманием. Могу пойти с детьми в мяч поиграть на площадке. Вот это как отдых и уход от дел. Съездить куда-то в паломничество - это прекрасный заряжающий отдых.
— А конечная цель вашего творческого пути какая?
— Оставить какие-то хорошие сообщения через искусство, чтобы люди могли о чём-то задумываться, на что-то хорошее вдохновляться. Искусство всё-таки должно созидать этот мир.